«При российском законодательстве судить можно всех мэров и сразу»

Конфликты между губернаторами и мэрами по крупным регионам были всегда, считают эксперты

Прокуратура Владивостока возбудила сегодня уголовное дело по факту обстрела окон квартиры судьи Елены Ильиных, которая 22 февраля выдала разрешение на обыск в квартире мэра города Владимира Николаева. Выстрелы в окна судьи были произведены в ночь на 26 февраля.


Сама потерпевшая связывает преступление с осуществлением ею служебной деятельности судьи. Далеко не всем в городе понравилось дело против мэра Николаева и после того, как накануне суд Ленинского района города, где работает Ильиных, отстранил от должности главу городской администрации в связи с обвинениями в превышении должностных полномочий, в городе был организован митинг его сторонников.


Проблема политических отношений в Приморье типична для многих регионов России, особенно после того, как губернаторов в стране стали не избирать, а назначать, считают многие эксперты.


С этим мнением согласен эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, специалист по региональной политике Александр Кынев:
- Случай Владивостока это частный случай системного конфликта губернаторов и мэров региональных центров России. Если мы посмотрим статистику за последние пару лет, то, наверное, как минимум в трети регионов эти конфликты приобрели такой характер открытой публичной войны. А в остальных, как правило, даже при отсутствии таких явных публичных скандалов все равно есть очевидное противостояние между мэрами региональных центров и губернаторами.
Причин тут несколько. Причина первая, что, во-первых, возник системный конфликт губернаторов, назначенных президентом и теперь являющихся представителями федеральной исполнительной вертикали, и мэрами, которые на сегодня являются, скажем так, наиболее высокопоставленными, непосредственно избираемые населением людьми. Соответственно, они неизбежно вынуждены ориентироваться на общественное мнение, выражать его интересы.
Возникает конфликт чиновника, государственного чиновника, и представителя местного населения. Это одна сторона медали. Вторая сторона медали, что, конечно, для большинства российских регионов региональный центр - это зона максимального сосредоточения капитала, это самые высокие доходы от торговли, от аренды площадей, от аренды земельных участков и так далее, то есть самые лакомые куски экономики большинства российских регионов. Поэтому, естественно, они вызывают наибольший интерес той бизнес-элиты, которая связана с региональной администрацией. Почти все конфликты, которые возникали в регионах, это, конечно, в основном, конфликт из-за имущества и денег.
Что касается, например, Владивостока, то известно, что одной из основных тем за последние несколько лет в городе были как раз вопросы городского имущества. Буквально в прошлом году шла активнейшая борьба, например, по поводу принятия в Приморском крае нового закона, регулирующего земельные отношения. Он был принят буквально в конце прошлого года, назывался он "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". По этому закону фактически земельными участками Владивостока, в отношении которых не существует разграничений госсобственности, ими располагает теперь не город, а край. Когда были прямые выборы, как правило, очень часто именно мэр регионального центра воспринимался общественным мнением как альтернатива губернатору.


- То есть обвинения прокуратуры в использовании бюджетных средств на обеспечение собственной охраны, это лишь способ наказать строптивого мэра?
- При современном российском законодательстве вести хозяйственную деятельность в рамках значительной территории, крупного центра, да даже маленького городка, и не осуществлять никаких нарушений просто невозможно. Есть огромное количество белых дыр в законах. Есть противоречия в законодательстве и так далее. Поэтому если подходить по всей строгости закона, судить можно всех мэров и сразу. Поэтому, соответственно, когда такие дела возникают, то это кому-нибудь нужно.
Поэтому в данном случае, с одной стороны, тут есть очевидный интерес краевой администрации, которая хотела усилить свое влияние в городе, а мэр слишком усилился. С другой стороны, есть корпоративный интерес прокуратуры, которая, во-первых, заинтересована в том, чтобы находить максимальное количество нарушений, отчитываться о том, что услышали раскрываемость, нашли таких-то, таких-то и таких-то. Ведь личная карьера прокурора прямо связана с тем, сколько он найдет, выявит, накажет, опротестует и так далее. Когда это все совпадает вместе, мы имеем тогда самые скандальные дела.


- Предшественники Владимира Николаева тоже имели проблемы с законом, то есть еще с 1993 года Виктор Черепков был обвинен в получении взятки и отстранен от должности, потом Юрий Копылов по факту превышения должностных полномочий был отстранен от должности. Почему именно Владивосток?
- На самом деле, в России эти конфликты являются системными. Противоречия между губернаторами и мэрами по крупным регионам были всегда. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, на пост мэра приходил вроде бы более лояльный мэр, чем предшествующий, через какое-то время и с новым мэром отношения тоже портились.