Власть Петербурга не помогает обманутым дольщикам

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Андрей Шароградский : В России сейчас около 200 тысяч обманутых россиян, так называемых, соинвесторов жилищного строительства. Таковы данные Комитета пострадавших дольщиков. В Петербурге жертвами махинаций на рынке строительства жилья являются более 10 тысяч семей, которые годами не могут вселиться в полностью оплаченные ими квартиры. Власть не помогает этим людям, поэтому они объединились в общероссийское движение и разработали проект закона "Движения дольщиков". Рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Все истории обманутых дольщиков похожи. Строительные компании задерживают сдачу домов, требуют доплату за уже выкупленные квартиры, допускают двойные и тройные продажи. Чиновники встречаются с обманутыми дольщиками и даже принимают решения, но все остается на бумаге, говорит, руководитель инициативной группы дольщиков компании "Чесма Инвест" Михаил Емелин.



Михаил Емелин : Решения принимаются, даются протоколы, проводятся рабочие встречи, но до исполнителей они не доводятся. Все ложится на плечи дольщиков. К сожалению, у нас этих прав нет, то есть мы приходим к внешнему управляющему с протянутой рукой - дайте нам реестр, покажите нам это, покажите нам то. При этом власть, которая имеет все полномочия, включая Строительный комитет в том числе, бездействует.



Татьяна Вольтская : О том же говорит Юлия Назарова, представитель инициативной группы соинвесторов здания на улице Пятилеток.



Юлия Назарова : В 2002 году я лично, например, оплатила квартиру застройщику ЗАО "Клаб". Прошло пять лет, квартиру я не получила. Смена застройщика произошла, когда дом был построен на 80 процентов. Мы на том этапе просили организовать конкурс и выбрать, а, может быть, даже своими силами достроить дом. Но нам навязали организацию Фрунзенское РСУ, которая объявила свои условия, которые нам показались неприемлемыми. Они нам предложили заплатить еще раз за квартиру, оплаченную на 100 процентов. Они захватили дом. Мы уже не могли претендовать на наши квартиры, хотя мы заплатили в 2000 году и в 2002 году. Несмотря на то, что мы наложили аресты на дом федеральные органы, они продолжали продавать квартиры. Многочисленные двойные продажи в настоящий момент, а сейчас, может быть, и даже уже тройные. Потому что в бюллетене недвижимости по-прежнему значится этот адрес, по-прежнему Фрунзенское РСУ продает квартиры.


На наши многочисленные обращения вплоть до прокуратуры, президента Российской Федерации мы получили отписки. Сейчас возбудили уголовное дело первому застройщику. Сейчас уже возбуждено дело и в отношении второго застройщика. Но в формулировке, когда в уголовном деле звучит, что дело возбуждено в адрес неустановленных лиц, понятно, что чем закончится. Сейчас уже есть сведения о том, что их хотят прикрыть. Потому что власть города нас не видит в упор.


У меня целых две папки дома лежат с отписками из разных органов. Хочется, чтобы каким-то образом повлиять на ситуацию в городе с помощью законов. Законы должны быть для всех. Почему некоторые избранные товарищи играют без законов? Им выдают разрешение на застройку людям, у которых организация зарегистрирована (как у нашего второго застройщика) на Багамских островах. Там будут строить, наверное, другие объекты на наши деньги, которые мы оплатили давно.



Татьяна Вольтская : Движение дольщиков подготовило собственный законопроект "О государственных гарантиях защиты прав граждан-соинвесторов строительства". О его сути говорит, председатель Общероссийского движения "Комитета пострадавших дольщиков" Антон Беляков.



Антон Беляков : Речь идет о том, что к каждому недостроенному проблемному объекту мы предлагаем администрации выделить дополнительную так называемую компенсационную строительную площадку. По большому счету, такой сладкий пирог для любой строительной компании. И выставить на конкурс одновременно недострой или проблемный объект и вот эту вот сладкую строительную площадку. Рентабельность для строителя, который будет достраивать проблемный объект, должна быть средняя к характерной для данного региона.


Мы предлагаем четкие формулы для расчета площади этого участка и количество квадратных метров, которые сможет построить в компенсацию своих затрат на достройку проблемного объекта та или иная строительная компания. Мы предлагаем избежать возможных злоупотреблений, и вводим обязательные механизмы прозрачности и общественного контроля за тем, чтобы эти строительные площадки не распределялись каким-то коррупционным образом. Мы предлагаем также, чтобы размеры строительных площадок были четко привязаны к количеству инвестиций.


Мы убеждены в том, что этот законопроект, в случае его принятия, решит проблему раз и навсегда в целом по стране. Сегодня эта технология уже работает в большом количестве регионов, но, по сути дела, руководители субъектов Федерации и муниципальных образований просто коррупционно, правда, на пользу в данном случае гражданам договариваются со строителями - ты, Иван Иванович, пожалуйста, дострой нам дом такой-то, а мы тебе вот там-то дадим полгектара земли, ты там себе уже деньги свои вернешь. Это нарушение законодательства, это коррупция. А мы стремимся к тому, чтобы формализовать этот механизм и сделать его законодательным.



Татьяна Вольтская : Антон Беляков считает, что остается всего пять месяцев - после думских выборов у чиновников пропадет всякая мотивация для решения проблемы.