Олега Табакова поздравили с 20-летием «Табакерки»

Олег Павлович Табаков

На сцене Московского художественного театра имени Чехова, которым руководит Олег Табаков, состоялся юбилейный вечер, посвященный празднованию 20-летия театра-студии «Табакерка».


В Москве четыре театра, все спектакли которых можно уверенно рекомендовать друзьям. Театр Олега Табакова — из их числа. Подобная ситуация сохранялась в «Табакерке» все годы ее существования. А сколько ей лет? Театр отмечал 20-летие, но в 2008-м может справлять 30-летие.


Нет-нет, у Табакова нет проблем с арифметикой, просто студия возникла в 1978 году, а в 1987 она получила статус муниципального театра. В принципе же, деятельность ее началась аж в 1974. Рассказывает театровед Борис Поюровский: «Когда "Современнику" шел уже второй десяток, Лелик Табаков затеял студию при Баумановском доме пионеров, имея в виду, что пока они кончат студию, кончат институт. "Современнику" будет 20 лет. Надо начинать новый виток, новую жизнь, что все пойдет по новой. Но потом произошло то, что произошло. Ефремов уходит из театра. Табаков берет на себя ответственность за беспартийную еврейку Галину Волчек. Причем, ему открытым текстом сказал об этом Гришин. Получилось так, что Лелик взял на себя бразды правления директорские. И первое время все было замечательно до той поры, пока Валя Гафт на каком-то собрании, когда Лелик призывал к дисциплине, не послал его на три буквы в буквальном смысле слова под общий хохот и улюлюканье всех. Лелик мне позвонил и сказал: "Всякому хамству есть предел. Я ушел". Причем, он ушел не во МХАТ. Он ушел в никуда, в эту свою самодеятельность, вот в этот подвал. Он поставил там несколько спектаклей "Две стрелы", "Маугли". Попасть туда было невозможно. Это все игралось бесплатно. Это было в подвале. Гардероб был самодельный, никто не отвечал за ваше пальто. Вы могли их получить, а могли не получить — это было ваше частное дело. Пускали только знакомых. Сидеть было неудобно, душно. В общем, я посмотрел эти спектакли. Лелик мне сказал: "Это очень стыдно, но я тебя очень прошу, у меня ужасное положение. Они не хотят открывать эту студию". Я через несколько дней опубликовал статью. Это была первая статья об этом театре».


Молодой театр поселился в подвале на улице Чаплыгина. История завоевания места под солнцем стала основой первой части юбилейного представления. Актеры «Табакерки» в лицах представили походы Олега Табакова по начальственным кабинетам. Он просил выделить студийцам. Последним был визит к первому секретарю МГК партии товарищу Гришину.


Подвал удалось добыть уже при Ельцине. Исполнитель роли дирижировал военным оркестром, представил Олегу Табакову единственного музыканта в штатском «первую дудку», Володю, который тоже хочет быть главным дирижером, и требовал в обмен на подвал поддержки на президентских выборах. Так закончилась первая часть жизни будущего театра и первая часть юбилейного вечера. Во второй Олег Табаков принимал поздравления. Обычно они растягиваются за полночь, и юбилей оборачивается мукой-мученической. Этого Олег Табаков не допустил. Для начала он разыграл беседу с самим собой: «Я пришел и сказал: "Здравствуйте, Олег Павлович". "Привет, Олег". "Все, что между нами было..." "Олег, не тяни. Ну что ты как не родной". "Олег Павлович, у нас намечается небольшая вечеруха. Позвольте устроить это все на вашей территории. Обещаем все уберем, все поставим на место. Все-таки, Олег Павлович, вы большого сердца". Разрешил».


Тему подхватил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой: «В качестве подарка я не обращу внимания на то, что вы сдали сегодня сцену и зал — и не попросили денег. Это так на вас не похоже. На языке Счетной палаты, я уже не хочу говорить о Генеральной прокуратуре, это называется упущенная выгода».


Больше упущений не было. Вспомнили людей, которые умерли, вывели на сцену актеров «Табакерки» и МХТ, часто это одни и те же люди, просто числящиеся в штате разных коллективов. Приняли в дар копченых лещей от Саратовской делегации — сам Табаков родом из Саратова. Посмеялись милому номеру актеров из театра клоунады Терезы Дуровой, а еще больше — ошибке главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, который представил их, как актеров Натальи Дуровой, то есть театра зверей. Больше всех аплодисментов сорвал настоящий военный оркестр, демонстрировавший музыкальную и пластическую виртуозность с элементами жонглирования. Жонглировали барабанными палочками. Потом группа «ЧАЙФ» вместе с актерами исполнила песню из «Бумбараша». Этот спектакль много лет идет на сцене театра и главную роль в нем играет Евгений Миронов. Его почему-то не было — то ли болен, то ли занят в спектакле, то ли у Миронова и Табакова конфликт из-за Театра Наций, которым хотел руководить Олег Табаков, а назначен директором был Миронов. Но вечера это не испортило. А трио Константин Райкин, Григорий Сиятвинда и Денис Суханов, назвавшись семитом, метисом и русским, сообщили, что они-то и есть настоящий Театр наций.


Одно поздравление следует выделить особо. Маленький черно-белый фильм театра «Современник». На экране стояли люди, взявшись за руки. Живая цепочка тянулась от «Современника» до «Табакерки». Олег Табаков все остальные номера комментировал, а тут замолчал. Юбилейное поздравление само по себе оказалось произведением искусства.