Американский джазовый певец Бобби Макферрин дал концерт в Большом зале Берлинской филармонии

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Кирилл Кобрин: Всемирно известный американский вокалист и импровизатор Бобби Макферрин снова выступает после длительного перерыва. На этой неделе он дал концерт в Большом зале Берлинской филармонии. Об особенной любви к Макферрину в Германии рассказывает наш корреспондент Юрий Векслер.



Юрий Векслер: В Германии традиционно любят классическую музыку. Любит ее с детства и Бобби Макферрин, выросший в семье оперных певцов. Поэтому, наряду с джазом и поп-музыкой, певец также свободно чувствует себя и в классике, свободно настолько, что и в ней позволяет себе вольности, и настолько убедительные, что публика после них любит его еще больше.


В Берлине Бобби Макферрин продемонстрировал эту свою несколько менее известную классическую ипостась, продирижировав оркестром Мюнхенского радио. Впервые выступая в заполненном двумя тысячами поклонников зале Берлинской филармонии, маэстро дирижировал сочинениями Моцарта, Равеля, Мендельсона-Бартольди, а в "Паване" Форе он еще и подпел оркестру.


Кстати, вместе с великим джазовым вокалистом Чик Кореа Макферрин в 1996 году выпустил диск "Моцарт сейшн", где он дирижирует камерным оркестром, в сопровождении которого Чик Кореа играет два концерта Моцарта.


Дирижировать Бобби Макферрин впервые начал в 40 лет, поучившись предварительно у Леонарда Бернстайна и Серджи Озавы. В 2004 году американский музыкант стоял за пультом одного из лучших оркестров мира - Венского филармонического, дирижируя программой, посвященной расширению Евросоюза. Особое подтверждение того, что этот американец, любящий Моцарта и Баха, в Европе свой.


Бобби Макферрин путешествует по миру с тех пор, как в 1988 году его шутливая песенка " Don 't Worry Be Happy " облетела мир, и альбом с ней был распродан в количестве 10 миллионов экземпляров. Но к этому моменту он был уже удостоен пяти премий "Гремми", как джазовый певец.


Встречи с творчеством Бобби Макферрина практически все описывают, как встречи с чудом. Иначе, наверное, и не выразишь то, чем его, певца и импровизатора, а затем тебя, слушателя и зрителя, одарил Бог.


Всемирно известные импровизации-фейерверки прозвучали, конечно же, и в берлинском концерте. Став фанатами Макферрина, люди начинают ездить на его концерты в другие города. Это произошло и с некоторыми моими берлинскими друзьями. Один из них - замечательный музыкант аранжировщик знаменитого ансамбля виолончелистов Берлинской филармонии Михаил Цигуткин, с которым я беседовал после концерта.



Михаил Цигуткин: Бобби Макферрин уникален во всем, что он делает. Во-первых, это совершенно потрясающий вокалист, певец, это первое. Певец, который придумал огромное количество всевозможных вокальных приемов. Ну, например, он умеет петь не только на выдохе, но и на вдохе. Дальше, то, что он умеет петь двухголосьем. Удивительно, как один человек может звучать одинаково хорошо во всех регистрах. То есть получается так, что он поет и мелодию, и бас, когда это нужно, и гармонию, и еще и какие-то подголоски, то есть это удивительно.


Как он может импровизировать с залом! То есть я думаю, что нет другого человека, который может...



Юрий Векслер: Я не знаю, он, конечно, не первый раз это делает, но зал, поющий под аккомпанемент Макферрина "Аве Марию" - для меня был отдельный какой-то номер. Рядом сидела женщина явно с хорошим голосом и пела. Боюсь, что она мне забила запись, но ощущение было замечательное. Я жене говорю: откуда звук идет? Классный такой вокал женский рядом со мной был.



Михаил Цигуткин: В 2000 году был юбилей Баха. Он приехал в Лейпциг, и на главной площади Лейпцига он пел эту "Аве Марию" с несколькими тысячами людей, которые стояли под зонтиками, потому что лил дождь.



Юрий Векслер: Бобби Макферрин наполняет новым, может быть, истинным смыслом понятие поп-культура, популярная культура. Ибо то, что делает Макферрин, это все-таки настоящая культура, а не просто поп.