На берегу Истринского водохранилища будет построен элитный жилой комплекс

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Марк Крутов: 13 марта на международной архитектурно-строительной выставке в Каннах российская компания "Капитал Групп" вместе со своими партнерами представит проект города в Подмосковье ценой в 2 миллиарда долларов. Во владении бизнесменов находится 1150 гектаров земли, прежде принадлежавших рядовому совхозу "Тимирязевское» и выкупленных у частных лиц. Здесь, на западном берегу Истринского водохранилища, в 55 километрах от Москвы, будет построено 1,5 миллиона квадратных метров элитного жилья и развлекательных комплексов. Как стал возможным такой проект, если учесть, что весь прошлый год сопровождался скандалами вокруг сноса строений в природоохранной зоне Истры?



Вера Володина: Город на тысяче с лишком гектаров, каждая сотка этой земли стоит от 4 до 10 тысяч долларов. Земля переведена из категории сельскохозяйственного назначения в земли поселений, жилье города для богатых будет малоэтажным - квартиры и коттеджи площадью 150-300 квадратных метров, и виллы до тысячи квадратных метров с большими участками.


Разработчики проекта в центре города размещают гостиницы и развлекательные комплексы, а вся территория поделена на семь деревень: архитектура одной будет имитировать Средиземноморье, другой - Французскую Ривьеру и так далее.


Если строительство ведется на берегу Истринского водохранилища, то неизбежен вопрос к Олегу Митволю. Замруководителя Росприроднадзора известен своей атакой на коттеджи с другого берега этого же водоема - на Екатерининских валах. Сегодня Олег Львович говорит, что законы природоохранные изменились.



Олег Митволь: Там было решение суда, которое обязано исполняться. Дело в том, что, как вы знаете, с 1 января у нас контрольной деятельностью занимается субъект Федерации, в данном случае правительство Московской области, а мы занимаемся исключительно надзором. У меня там свое, отдельное отношение к некоторым изменениям нашего законодательства, но я чиновник, я должен работать в том правовом поле, которое есть, правильно. Если сейчас изменились размеры водоохранных зон, с 1 января, изменились условия их застройки, то как? Люди попали под действие старого закона, получили судебные решения, вступившие в законную силу - и что? Мы же не можем трактовать закон. С 1 января новый Водный кодекс, соответственно, изменил порядок застройки, изменил размеры водоохранных зон - вот что нам делать - и контроль передал субъекту и отменил закон о введении в действие Лесного кодекса, отменил вообще экологическую экспертизу.



Вера Володина: Государственный надзор пока не видит ничего опасного в таком крупном строительстве на берегу Истринского водохранилища. Юрий Самсонов, создатель общественного объединения "Общество охраны природы Московской области", настроен отрицательно к строительству многих новых объектов. Он утверждает, что сегодня инженерно-коммунальные системы не выдерживают и существующих жилых объектов, что говорить о новых, которые на практике строятся с экологическими нарушениями, независимо оттого, беден или богат застройщик. Юрий Самсонов утверждает, что только 5 процентов строящихся в Подмосковье объектов имеют все положенные по законодательству разрешительные документы.



Юрий Самсонов: Увеличение жилищного строительства абсолютно недопустимо. Необходимо сначала обеспечить соблюдение природоохранного законодательства, элементарных санитарно-гигиенических норм теми объектами инфраструктуры, которые сейчас должны обслуживать наш жилищный и промышленный сектор в Подмосковье. Благодаря Хинштейну и Шаккуму у нас практически все ограничения сняты, а многие функции по проведению экологической экспертизы переданы вообще на уровень субъектов. То есть, Алла Сергеевна Кочан, она занимается переводом земель под застройку, она же одновременно теперь выдает разрешение на осуществление хозяйственной деятельности на этих земельных участках.



Вера Володина: С 2007 года изменилась функция у Росприроднадзора, так что простой гражданин теперь не может жаловаться на нарушения в сфере экологии сразу в Росприроднадзор. Это ведомство будет вмешиваться только в случае, если точно известно, что областные структуры не заметили нарушений, объясняет Олег Митволь.



Олег Митволь: Если вам точно известно, что в Московской области Министерство экологии, например, не заметило нарушения, можем их только поправлять. Сейчас проверки идут не по объекту, а по исполнению субъектом полномочий по контролю.



Вера Володина: Впрочем, экологическая ситуация в Подмосковье властям хорошо известна. Юрий Самсонов ссылается на доклад председателя комитета по экологии Московской областной Думы Василия Дупака. Процитирую: "По официальным данным, в водные объекты на территории Московской области ежегодно сбрасывается около 3 миллиардов кубометров сточных вод. И 95 процентов обследованных очистных сооружений работают в неудовлетворительном режиме в силу износа и применения устаревших технологий". Не лучше обстоит дело и с качеством подземных вод, уточняет Юрий Самсонов.



Юрий Самсонов: У нас все подземные воды загрязнены. Раньше, чтобы пробурить артезианскую скважину, нужно было чуть ли не постановление Политбюро получить. А сейчас любой олигарх бурит у себя в огороде скважину, никто не обеспечивает никакого качества этих вод.



Вера Володина: Представители и общественной организации, и Росприроднадзора сегодня не смогли дать оценку этому объекту - нет информации и какого-либо обсуждения инженерных коммуникаций города для богатых на берегу Истринского водохранилища.