Программа Прессинг 11.03.2007



Старт чемпионата России по футболу

Дмитрий Морозов: В субботу начался чемпионат России. Перед началом турнира Игорь Швейцер обратился к прекрасному в прошлом форварду, а ныне - отличному обозревателю Юрию Севидову с вопросом: будет ли чем-то отличаться, по его мнению, начинающийся чемпионат от прошлогоднего?


Юрий Севидов: Посмотрев список игроков, мастерство команд, я думаю, что особенно ничем отличаться от прошлогоднего чемпионата он не будет. И, посмотрев первые игры, я должен сказать, что с переходом на ранний, весенний футбол, мне кажется, что наш футбол становится экзотичным каким-то. И сравнивать его сейчас с европейским футболом очень тяжело. И говорить, кроме как о желании бороться, что команды прибавили в мастерстве, тяжело по этим играм.


Игорь Швейцер: Проблема полей была актуальной всегда, это не первый год. Как вы считаете, какой выход?


Юрий Севидов: Как нам ни печально, мы же все время хотим участвовать в Европе. Поэтому, волей-неволей, мы когда-то перейдем на календарь осень-весна. А до этого нас спасут только искусственные поля. Больше выхода я не вижу. А чтобы не было снегопада, надо делать крытые стадионы, это очень дорого. Но стадионы можно делать небольшие, 10-15 тысяч вместительностью. Именно для этого времени года. А летом можно переходить на нормальные поля. Я пока что не вижу выхода. С одной стороны, нам надо успеть в Европу, с другой стороны, надо проводить ранние матчи на таких полях, где говорить о каком-либо мастерстве очень сложно, потому что проявить это мастерство… Вы же сами понимаете, что поле - основной инструмент футболиста. Нужно иметь инструмент, который отвечает всем современным требованиям. А наши поля, конечно, не отвечают этим требованиям. Я думаю, что прибавление в мастерстве на таких полях вряд ли возможно.


Игорь Швейцер: Будет ли какой-то сдвиг хотя бы у сильнейших команд России? Ведь им предстоит бороться и за места в Лиге чемпионов, и в Кубке УЕФА. По идее, они должны с учетом того, каковы их слабости, что-то изменить.


Юрий Севидов: Менять, конечно, нужно. Во-первых, надо готовить специальные бригады, которые будут анализировать наш футбол, и выдать методику подготовки футболистов в феврале. Потому что, по современным футбольным понятиям, нам играть в феврале невозможно, потому что мы еще не готовы, не набрали форму и, собственно говоря, выступления «Спартака» и ЦСКА это доказали. Мы проиграли в кубке УЕФА далеко не сильным командам, которых летом мы наверняка обыграем. Я думаю, что неправильна сама методика подготовки.


Игорь Швейцер: Как вам кажется, кто в этом году будет главными претендентами на высокие места?


Юрий Севидов: Я думаю, что четыре команды. Три московских - ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», и Зенит санкт-петербургский. Четыре команды, которые, бесспорно, сильнее из всех у нас в стране. Может быть, подтянутся «Москва», «Рубин» и «Сатурн». Но так, чтобы бороться за высшие места… Я думаю, что эти четыре команды так и останутся. А самое главное, что, по-моему, ЦСКА как было, так и остается сильнейшей командой в стране, потому что ЦСКА уже доказывает на протяжении многих лет, что играть с ними в открытый футбол практически ни одна команда у нас не может. И, в то же время, с непонятным для меня упорством многие команды пытаются играть с армейцами в открытый футбол. Ну и получают, естественно.


Игорь Швейцер: С другой стороны, сильнейший российский клуб, раннее успешно пройдя весенний этап еврокубков, в этом году споткнулся на, в общем, ничем не примечательном «Маккаби».


Юрий Севидов: Давайте говорить откровенно. Ведь никто не умаляет заслуг ЦСКА 2005-го года и, все-таки, надо говорить, что, в какой-то мере, был счастливый случай. Особенно сильных команд там не было, а некоторые вообще играли дублем. Например, команда «Парма» против ЦСКА, помните? Так что тут, может, в какой-то мере повезло. Хотя, конечно, к этому везению надо стремиться, надо готовиться. Но надо сказать еще раз, что любая команда, которая выигрывает что-нибудь большое в Европе, она все время в Европе на виду. А ЦСКА, выиграв один раз, потом два раза не попадала никуда больше. Это говорит о том, что, все-таки, в какой-то мере, это было случайностью.


Игорь Швейцер: Что могут противопоставить главные конкуренты ЦСКА - «Зенит», «Спартак», «Локомотив» - ему в этом году?


Юрий Севидов: Я думаю, что единственное, что можно противопоставить ЦСКА, это правильную тактику в игре против этой команды. Потому что, еще раз говорю, и «Спартак», и «Зенит» пытаются играть в открытый футбол с ЦСКА, но это практически не к чему не приводит. А вот «Локомотив», который играет от обороны против армейцев, против них играет удачно. Достаточно вспомнить, что в том году «Локомотив» два раза их обыграл.


Игорь Швейцер: Многие команды в России имеют тренеров, которые руководят ими не первый год. В частности, Владимир Федотов второй сезон свой. Будет ли какой-то прогресс, связанный с тем, что тренер приработался уже к команде?


Юрий Севидов: Прогресс нужно искать не только в тренерской работе. Конечно, то, что они приобретают командный опят в команде и то, что они лучше знают игроков это плюс. Но, с другой стороны, несмотря на большие финансовые затраты со стороны санкт-петербургского «Зенита», сказать, что они купили игроков самых классных в Европе… Это далеко не так. Хотя денег потратили много. Я думаю, что вопрос о качестве футболистов стоит сейчас на первом месте. И думаю, что это раннее весеннее начало к повышению качества футбола никак не приведет.


Игорь Швейцер: В таком случае, когда же мы увидим футбол хорошего качества в исполнении российских команд?


Юрий Севидов: Тогда, когда у нас будут и стадионы крытые, с хорошим покрытием, и когда мы уравняем наш и европейский календарь. Что сейчас очень и очень сложно. Нам не хватает финансов, чтобы во всех городах Премьер лиги сделать крытые стадионы с хорошим покрытием. Будем выходить вот такими случаями, как ЦСКА, больше надеяться на волевые качества команды, чем на большое ее умение.



Неприглядная история с телетрансляциями


Дмитрий Морозов: Всю неделю российский футбол лихорадила тема трансляции матчей очередного чемпионата России. И превалирующим является компонента экономическая. Обойти ее, естественно, не мог и наш эксперт Роберт Воскеричян. Ваш комментарий, профессор.


Роберт Воскеричян: Прежде, чем комментировать эту ситуацию, которая, скорее, напоминает мне театр абсурда, нежели какой-то экономический спор, мне пришла в голову фраза, сказанная покойным генералом Лебедем. Он сказал следующее, комментируя какую-то другую совершенно ситуацию: «Глупость - это не отсутствие ума, а это такой ум». Эта фраза генерала Лебедя, мне кажется, более уместна в этой ситуации, нежели то, что можно было найти в произведениях классических русских писателей.


А теперь - к делу. Собственно говоря, тема всплыла как бы неожиданно. На самом деле, естественно, подбивались клинья со стороны телевизионной компании, тут уже смена власти в РФПЛ, приход нового президента. Мы не будем повторять то, что уже все знают, что это будет бесплатно, будет на телеканале «Спорт». Наша задача не комментировать и описывать то, что уже случилось, а обсудить, на какой точке находится футбол, почему это случилось, и что может случиться в дальнейшем. Вот так нам стоит поговорить.


Если мы хотим, чтобы доля от телетрансляций в бюджете российских профессиональных футбольных клубов составляла, как в Европе, от 40 до 60-ти процентов, то, естественно, та же самая логика с системой осень-весна. Если мы хотим, как в Европе, то мы примерно так же и должны жить. Мы не можем ходить вниз головой и говорить, что мы равны с европейцами, которые ходят вверх головой.


Вот тут бы я ратовал за то, чтобы футбол стал транслироваться на платных каналах. Но я совершенно не имел в виду, что это надо сделать таким образом, каким это было сделано. Во-первых, без всякого конкурса, во-вторых, налицо явные признаки нарушения антимонопольного законодательства. Естественно, «НТВ-Плюс» ухватился за эту идею, обнародовал свои цены.


В субботней передаче «Час прессы – спорт» один из слушателей назвал те цены, которые существуют в Германии. Я думаю, что в других странах Европы еще дешевле, потому что Германия не самая показательная страна, не дешевая страна, в смысле потребительских цен. Там налоги достаточно высокие, и цены достаточно высокие. А есть страны, в которых это еще дешевле.


Одно дело – сказать, что нужно сделать, как в Европе. Но для этого нужны и другие условия: общеэкономическая ситуация в стране, зарплаты в стране, пенсии. Так же нельзя сделать. В итоге, и отечественная футбольная бюрократия, и телевизионная бюрократия мало того, что оказались не очень далекими людьми, они еще оказались абсолютно слепыми и глухими в смысле нравственно-этическом. Такой поступок, который они совершили, и еще пытаются объяснить…


И Уткин, и Черданцев пытаются объяснить, какие-то приводят непонятные рейтинги. Видите ли, один процент населения всего смотрит. Откуда они берут эти рейтинги? Сами считают, сами опубликовывают. Они привыкли, что раз они владеют этой кнопкой, то можно гнать всякую ерунду.


Теперь вернемся к нашей рубрике. Понятно, что так делать нельзя, и они по достоинству получили ответ. Теперь посмотрим: а что, собственно говоря? Вот кругом говорят, что это такой важный шаг в смысле продвижения по пути самоокупаемости, рентабельности и капитализации российского футбола. Извините, но те же самые деньги российская Премьер-лига и зарабатывала.


Считайте. 17 миллионов по старому контракту с «Федком-медиа», который пока еще не разорван. Плюс деньги «Росгосстраха» – 53 миллиона на пять лет. «Росгосстрах», когда заключал контракт, он смотрел на цифры.


А цифры такие. 150 матчей показал государственный канал «Спорт». Аудитория составила за год 15 миллионов человек. «НТВ-Плюс» даст такую аудиторию?


Дмитрий Морозов: Нет, конечно.


Роберт Воскеричян: Никогда! А вы думаете, что эти страховщики, банкиры деньги считать не умеют? Они считают лучше всех. Поэтому они находятся в той позиции в бизнесе, в которой они сегодня находятся. Уверяю вас, если бы таким волевым решением не восстановили статус кво, «Росгосстрах» мало того, что разорвал бы контракт, я уверен, что он бы еще неустойку слупил с РФПЛ. Потому что так дела не делаются.


Помимо того, что разница есть в численности людей, которые смотрят, есть еще и разница в социальной стратификации. То есть, какие слои общества смотрят. И для страховщика очень важен охват, чтобы это были не только те, кто может заплатить 15-20 тысяч рублей за тарелку и еще 30-40 евро отдавать каждый месяц за контент.


Да, это люди среднего и выше среднего касса. Но их немного. А интерес страховиков в том, чтобы охватить всю страну. И трансляции на телеканале, который охватывает значительную часть страны, и бесплатно - это самое главное. Вот в чем был их интерес. Поэтому они, не колеблясь, отдали 53 миллиона, и даже не шелохнулось у них ничего. Но они-то думали, что это будет в том ракурсе, в котором они это видели.


Я понимаю, что господа Уткин, Черданцев и компания - очень большие специалисты и в теории футбольной сети, и в прочих делах, и в социологии, и в рейтингах телевизионных, хотя, на самом деле, по-моему, они ни в том, ни в другом, ни в третьем не разбираются. И вот их отношение к делу привело их фактически к краху. Они больше к этому никогда не вернутся.


Дмитрий Морозов: Потому что они показали свое истинное лицо.


Роберт Воскеричян: Это люди, которые совершенно не понимают, где находятся, чем они занимаются и, самое главное, чем они должны заниматься. То, что случилось, вот эта абсурдная ситуация с каналом «НТВ-Плюс» никакого отношения к рынку не имеет. Это газпромовская структура и довольно странно, когда «Газпром» одной рукой отдает 20 миллионов «Шахтеру» за непонятного пока еще Тимощука, и тут же его дочерняя компания делает такие вещи на всю страну.


Я не сторонник теории заговоров, я далек от этих вещей, но здесь все говорит о том, что этого нового функционера, Михаила Яковлевича Воронцова, банально подставили. Он не опытный человек в этом деле, и он стал с самого начала делать абсолютно неправильные вещи. Делать то, что категорически не советует один из друзей нашей программы и известнейший российский экономист профессор Воробьев Анатолий Иванович.


Он призывает в своей книге «Императивы и максимы жизни и игры»: «Не играйте в чужие игры». А вот господин Воронцов сыграл в чужую игру. В итоге, все встало на свои места, как и должно быть, потому что страна Россия имеет довольно серьезную специфику, и только люди недалекие, такие, как выдающиеся умы с «НТВ-Плюс», этого не понимают пока еще.


Дмитрий Морозов: Роберт, уточните, пожалуйста, вот этот новый договор, согласно которому большинство российских болельщиков футбола будут наблюдать матчи чемпионатов, он заключен на год?


Роберт Воскеричян: Он заключен навсегда. Но, формально, дело выгладит так, что до июля действует контракт между РФПЛ, как продавцом телевизионных прав, и «НТВ-Плюс», как покупателем. С точки зрения гражданского кодекса здесь все понятно. Но ни РФПЛ, которой права эти делегированы со стороны РФС, который, в свою очередь, возглавляет Мутко, который, в свою очередь, тут же взял под козырек, когда президент сказал, что Мутко намутил, и все стало на свои места.


И тоже самое с «НТВ плюс». Это газпромовская организация, «Газпром» принадлежит государству, и с самого начала и «НТВ», и «НТВ-Плюс» создавались на деньги государства. Не важно, что вначале был частный владелец, брал деньги у «Газпрома», потом с этим частным владельцем мы знаем, что случилось. Это мутная, старая история.


Дмитрий Морозов: Где гарантия того, что в 2008 году, когда пройдут все выборные компании в России, ситуация не повторится?


Роберт Воскеричян: Гарантий сегодня никто не даст. Тем более, я не могу дать никаких гарантий. Но я думаю, что в таких больших делах, а телевидение и футбол это большие дела, право на вторую ошибку никому не дают. Вот эта команда, которая опростоволосилась, она уже потеряла доверие. Она будет по-прежнему заниматься, комментировать, рассказывать про крайних инсайдов, про схемы игры с двумя опорными полузащитниками, и прочую чушь. Это бесполезно, потому что это не лечится. Но в большие дела, в большую политику, в большой спорт они больше не попадут. И слава богу!