Россия в 1998—2006 годы. Вышел юбилейный номер «Неприкосновенного запаса»

Юбилейный и тематический номер «Неприкосновенного запаса» называется «Régime nouveau: Россия в 1998—2006 годы»

В Петербурге представлен 50-й — юбилейный номер журнала «Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре». Статьи, представленные в нем, дают разносторонний анализ развития России за последние восемь лет.


Юбилейный и тематический номер «Неприкосновенного запаса» называется «Régime nouveau: Россия в 1998—2006 годы». Что такое Россия, начиная с дефолта 1998 года до рубежа 2006-07 годов? Фрагмент зловещего графического листа Бердслея, помещенный на обложку, не оставляет сомнения в том, что и картина внутри — не слишком веселая. Суверенная демократия, коллективная память, умирающие и возрождающиеся мифы нашего времени, «клановый» капитализм, стабфонд и национальные проекты — эти и многие другие темы журнальных статей дают срез времени, окрашенный в тревожные тона. Одна из статей, а также приложение к журналу — книга «Готическое общество: морфология кошмара» принадлежит историку и социологу Дине Хапаевой, которая говорит, что не осознанное прошлое может стать кошмаром настоящего: «В какой-то момент, еще десять лет назад, многим могло казаться, что мы просто можем забыть это прошлое, его мертвая рука нас никогда больше не схватит за горло. Я думаю, сегодня многие лишились этих иллюзий, те, кто просто в 1990-е годы молчал или делал вид, что, как все, считают это прошлое позорным и страшным, сегодня очень многие из них изменили свою точку зрения. А те, кто думал, что о нем можно просто забыть, и оно уйдет само собой, я думаю, люди начинают сейчас понимать, что этого не происходит».


Некоторые статьи посвящены тому, как трансформируется сознание современного человека, лишенное целостной исторической и религиозной составляющей. Дмитрий Травин поместил в «Неприкосновенном запасе» работу об аналитическом комментарии в российской прессе: «Начало 1990-х годов — это был такой своеобразный переломный момент, когда у журналистику пришло много людей из самых разных профессий. Что, мне кажется, отражало те запросы, которые выдвигала эпоха. Сегодня мы видим своеобразную невостребованность квалифицированного анализа, основные «говорящие головы» по телевизору — это такие своеобразные пропагандисты. И вот здесь возникает вопрос: какова вообще судьба этой специализации в журналистике, сохраняется она или нет? Мне кажется, что потребность в такого рода комментариях остается, это не просто явление, вызванное перестройкой, но здесь, конечно, надо отличать профессиональный комментарий от своеобразного такого политиканства и пропаганды».


Хотя, конечно, как отмечает Дмитрий Травин, с каждым годом все больше возможностей появляется именно у журналистов-пропагандистов. И это тоже является одной из черт régime nouveau, которому посвящен юбилейный выпуск «Неприкосновенного запаса».