Росатом просит Тегеран заплатить, а не раздувать скандал вокруг Бушера

Иран настаивает, что Россия должна привезти атомное топливо для Бушера до 31 марта

Россия не будет достраивать АЭС в Бушере за свой счет. Такое заявление сделал сегодня глава Росатома Сергей Кириенко. Он призвал Иран прекратить ажиотаж вокруг этой темы и возобновить финансирование проекта. По его словам, коммерческие вопросы «через дискуссию в СМИ» не решаются. Кроме того, коммерческие вопросы, в отличие от политических, не решаются бесплатно, сказал он журналистам.


Кириенко заявил, что Москва готова вновь принять иранских переговорщиков, чтобы решить проблему по финансированию стройки в Бушере. Российско-иранские переговоры продолжаются и в Тегеране, где находится российская делегация «Атомстройэкспорта».


Между тем, несмотря на уверения главы атомного ведомства России, и на то, иранские деньги на российские счета так до сих пор и не поступили, специалисты «Атомстройэкспорта» не покинули стройку. Как рассказала Радио Свобода пресс-секретарь компании Ирина Есипова, «работы идут, они не прекращались». Некоторые поставки, объяснила представитель компании, которые были запланированы раньше нынешней недели, никто не отменял. Чтобы доставить, например, оборудование с Урала в Иран требуется много времени на логистику, транспортировку, взаимодействие с таможенниками.


Что касается инженеров и строителей, то никто из них из Ирана не уехал, наоборот, накануне вечером туда отправился начальник Управления «Атомстройэкспорта» по сооружению АЭС в Иране Владимир Павлов.


Причины, по которым финансирование стройки в Бушере было прервано, официально не объясняются, что заставляет политологов и экономистов делать собственные выводы происходящего.


В то же время, в среду руководство Ирана выступило с критикой в адрес России за задержку строительства АЭС, имея в виду, видимо, поставки в исламскую республику атомного топлива. Росатом должен был привезти топливо не ранее чем за полгода до запуска станции, но поскольку сроки запуска энергоблока запаздывают, поставки топлива были заморожены.


В свою очередь иранская сторона в лице Организации по атомной энергии заявила, что топливо должно быть поставлено до 31 марта. Иран также напомнил, что строительство АЭС ведется с восьмилетним отставанием от ранее утвержденного графика и это является нарушением контрактных обязательств со стороны России. Тегеранская газета Resalat в редакционной статье заявила, что поведение России – лучший повод для того, чтобы Иран настаивал на праве обогащать уран и самостоятельно производил ядерное топливо.


За собой Тегеран никаких контрактных «провинностей» не видит. По заявлению Организации по атомной энергии, иранская сторона полностью оплачивает выполнение проекта по утвержденной программе и перевела 1 марта досрочно 12,7 миллионов долларов с целью ускорить поставку необходимого оборудования.


В ответ глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что поражен такой позицией. «Такое впечатление, что иранская сторона потеряла интерес к этой стройке, с середины января не было заплачено ни копейки», - сказал он журналистам в Бари. Он также заверил, что российская сторона не меняла обязательства по поставкам топлива и привезет его в Бушер ровно за шесть месяцев до пуска станции.