Двенадцать претендентов на руку Марианны

Кому война, а кому и Бовэ (на постере) в помощь

Даст ли Конституционный совет зеленый свет всем 12 кандидатам – таким вопросом задавались вплоть до вчерашнего вечера французские избиратели. Напомню, что по французской конституции участвовать в президентских выборах 22 апреля может лишь тот, чью кандидатуру поддерживают по меньшей мере 500 народных избранников разного уровня, т.е. мэров коммун или региональных советников. Сбор подписей завершился в пятницу 16 марта, а вчера глава Конституционного совета Франции Жан-Луи Дебре огласил официальный список кандидатов.


После проверки подписей, собранных кандидатами, было объявлено, что все 12 человек имеют право баллотироваться на главную выборную должность в стране - включая антиглобалиста Жозе Бовэ, в чьей способности получить достаточно подписей сомневались очень многие. Таким образом, у французов будет весьма широкий выбор, хотя он и чуть меньше, чем в 2002-м : тогда в первом туре сражались 16 человек, что составило рекорд в истории Пятой республики.


Итак, в президентской гонке участвуют… Начнем с правого фланга, где обосновались лидер Национального Фронта Жан-Мари Ле Пен , представляющий изоляционистское Движение за Францию Филипп де Вилье и президент правящей партии СНД Николя Саркози .


Традиционно широко на выборах представлен левый фланг. Ближе к центру находится кандидат социалистической партии Сеголен Руаяль . Намного левее ее стоят такие радикалы, как представительница троцкистской партии «Рабочая борьба» Арлетт Лагие (выступает на президентских выборах с 1974 года), возглавляющий Революционную коммунистическую лигу почтовый служащий Оливье Безансено ( в 2000-м он собрал 4,3% голосов), евроскептик Жерар Шиварди и глава коммунистической партии Мари-Жорж Бюффе . Недостаточно широкий выбор? тогда вам предлагается еще тот самый 12-й кандидат Жозе Бовэ , лидер французского антиглобалистского движения .


Наконец, участие в выборах примут центрист Франсуа Байру , активист-эколог Доминик Вуане и президент партии охотников и рыболовов Фредерик Ньюс .


Как отмечают все наблюдатели, треть кандидатов – женщины. Одна из них, Сеголен Руаяль, выдвинута одной из главных партий страны, и имеет реальные шансы на победу. Такое в истории Франции случается впервые.


Сегодня президентская кампания вступает в новую фазу. Отныне французские СМИ обязаны предоставлять равное времени в эфире всем 12 кандидатам. Скажется ли это на рейтинге Саркози и Руаль, которых относят к главным претендентам? Как отмечает политолог Паскаль Перрино, присутствие большого числа кандидатов всегда меняет соотношение сил:


- Это было особенно заметно в 2002, когда из-за участия столь многих политиков фавориты гонки – тогда это были [Жак] Ширак и [Лионель] Жоспэн – набрали в первом туре менее 20% голосов каждый.


- Воспоминания о том, к чему это привело в 2002, еще свежи, и не исключено, что в этом году избиратели поведут себя иначе и отдадут меньше голосов маргинальным кандидатам. Однако рассеивание голосов неизбежно в принципе. Поскольку всем им будет дано слово, каждый их 12 кандидатов найдет свою аудиторию. Стоит все же отметить, что сегодня представители ведущих партий пользуются куда большей популярностью, чем Ширак и Жоспэн в 2002.


Однако говорить о двойке фаворитов все же не верно: «двойка» уже превратилась в «тройку». Руаяль и Саркози почти догнал центрист Байру, чье неожиданное выдвижение и стремительная раскрутка стали главным сюрпризом нынешней кампании.


Наблюдатели видят залог успеха Байру (на прошлых выборах получил чуть меньше 7% голосов) в его умении создать имидж политика «вне системы». Лидер Союза за французскую демократию утверждает, что не желает мириться с вечным противостоянием правых и левых, а хочет заставить их работать вместе. Этот тезис может показаться привлекательным, но политологи незамедлительно указали на его слабое место. Борьба за власть между двумя главными национальными лагерями, их взаимное сдерживание в парламенте являются в некотором смысле краеугольным камнем Пятой республики . Если президентом станет центрист, чья партия представлена лишь небольшим числом депутатов, то это поставит вопрос о будущем политического режима. Пока же, явно не желая уступать Франсуа Байру титул главного реформатора, социалистка Руаяль объявила о своем намерении инициировать Шестую республику – такую систему распределения полномочий, в которой власть президента была бы ограничена, а полномочия региональных властей существенно расширены.


Учитывая все эти обстоятельства, нельзя исключать возможности того, что история Пятой республики, основанной Шарлем де Голлем в 1962 году, в скором времени подойдет к своему концу.