Басманный суд признал правоту адвокатов Михаила Ходорковского

Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .



Дмитрий Волчек : Неожиданное решение принял Басманный суд Москвы. Он удовлетворил жалобу адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые требовали признать незаконным проведение предварительного следствия по новому делу против бывших руководителей ЮКОСа и «Менатепа» в Чите. Если решение суда вступит в законную силу, Ходорковского и Лебедева должны будут этапировать в Москву. Насколько это вероятно, и как воспринимает защита последнее решение Басманного суда адвокат Платона Лебедева, Карина Москаленко рассказала корреспонденту Радио Свобода Ольге Вахоничевой.



Ольга Вахоничева : Карина, могли бы вы назвать основные причины, побудившие защиту подать жалобу и настоять на том, что Чита незаконно выбрана местом проведения следствия?



Карина Москаленко : Мы ставили вопрос о том, что место выбрано незаконно, но следствие пыталось возражать. Генеральная прокуратура говорила, что в некоторых случаях это может быть место пребывания человека. Но, понимаете какая вещь, место пребывания Ходорковского было создано специально для этого искусственно. Оно не было местом пребывания Ходорковского. Он находился в Краснокаменске. Они его этапировали. Это, во всяком случае, не было местом пребывания Платона Лебедева. Они его этапировали из далеких-далеких краев. Все – от начала до конца – было, конечно, незаконно.


Но помимо просто незаконности в том смысле, что это не соответствовало требования Уголовно-процессуального кодекса, место-то выбрано неслучайно. Оно было выбрано для того, чтобы переместить центр слушания этого дела, центр расследования этого дела так далеко от центра России, чтобы туда трудно было добраться, чтобы это было достаточно дорого, чтобы народные обозреватели не могли быть там, чтобы журналисты не могли быть там, чтобы широкая российская публика, которая интересовалась этим делом в прошлый раз, не могла достичь далеких сибирских просторов. Это было сделано специально. У власти, в том числе и у следственной власти, появлялась абсолютно неограниченная возможность, с одной стороны, контролировать весь этот процесс, создавать максимальные неудобства для защиты, а, с другой стороны, уводить это дело от широкого общественного интереса.



Ольга Вахоничева : В таком случае, было ли для вас неожиданным решение Басманного суда вернуть Ходорковского и Лебедева в Москву?



Карина Москаленко : Было для меня неожиданным, так как ранее были неожиданными все грубые нарушения по этому делу. Я, вообще, по этому делу просто не устаю удивляться. Но, конечно, если это было частью большой стратегии и тактически это тоже соответствовало их целям, то, конечно, решение Басманного суда не было в канве всего того, что решалось до сих пор. Но если вы меня собираетесь спросить – почему? Я не буду строить предположения. Просто не знаю и все, и не хочу даже фантазировать на этот счет.



Ольга Вахоничева : Как следует из решения суда, ваши подзащитные должны быть перевезены в Москву. Когда это случится, и вероятно ли это вообще?



Карина Москаленко : Не знаю. Их перемещать-то должны не судебные власти, а совсем другие должностные лица. Давайте посмотрим, когда они это сделают.



Ольга Вахоничева : Есть ли такая возможность, что Генпрокуратура заставит возобновить следствие по делу?



Карина Москаленко : Я знаю, что у Генпрокуратуры есть очень много возможностей в отличие от защиты, потому что защита поставлена в заведомо неравные условия. Следствие, которое ведется, скажем, несколько лет, адвокаты участвуют в этом следствии каких-нибудь 15-17 дней, это главное демонстрация отсутствия равноправия сторон в процессе, что, кстати говоря, прямое и явное нарушение 6-й статьи Европейской конвенции, которая регулирует право на справедливое судебное разбирательство. А уж, что прокуратура будет в действительности делать?.. Посмотрим, что будет делать Генеральная прокуратура. Мы готовы к любому развитию событий.



Дмитрий Волчек : Сегодня Читинский областной суд тоже принял решение в пользу Ходорковского – подтвердил незаконность заключения экс-главы ЮКОСа в штрафной изолятор. В июне прошлого года Ходорковский провел десять суток в ШИЗО за то, что в личных вещах у него были обнаружены два лимона.