Владимир Лысенко: «Попытка объединяться с кремлевскими партиями - это потеря лица»

Строительство малопартийной системы в России близко к завершению

Верховный суд сегодня рассматривает вопрос о ликвидации Республиканской партии России. С таким иском в суд обратилась Федеральная регистрационная служба страны, мотивируя свое требование тем, что партия не выполняет ряд норм закона о политических партиях. Республиканцев, по данным Росрегистрации, менее 50 тысяч членов, как полагается по закону. Кроме того, в регистрационной службе не признали итоги последнего съезда партии, где было избрано руководство организации. О том, чего ждут от суда в руководстве этого объединения, а также о своих дальнейших шагах в случае, если ВС постановит, что Республиканская партия подлежит ликвидации, Радио Свобода рассказывает ее сопредседатель Владимир Лысенко:


- У вас есть какая-то «стратегия выхода», как это называется в западной политологической науке? В том случае, если суд примет неприятное для вас решение, какова будет стратегия действий партии? Вы будете самораспускаться, опротестовывать решение суда?


- Республиканская партия - старейшая из демократических партий, которая на сегодняшний день сохранилась. Она была создана в 1990 году из демократической платформы в КПСС. Все 17 лет я был лидером этой партии, сейчас у нас коллективное руководство, и фактически, кроме ЛДПР во главе с Жириновским, у нас больше не осталось такого рода партий. Поэтому, конечно, очень обидно, что сегодня власть ради того, чтобы уничтожить оппозицию, пытается ликвидировать одну из старейших демократических партий нашей страны. Я представляю, что у нас где-то пять шансов из ста, что мы можем реально что-то изменить [в пятницу]. И эти 5% я отношу к тому, что все-таки Кремль поймет и увидит: настолько ухудшаются отношения с Западом, что если бы они сохранили Республиканскую партию, это, может быть, сняло некоторое напряжение, которое сейчас существует.


- Что вы будете делать в том случае, если все-таки оправдаются вот эти прогнозы относительно 95% возможностей того, что партия будет запрещена или закрыта?


- Мы решили дождаться заседания, чтобы уже окончательно убедиться в том, что вслед за Конституционным судом и Верховный суд России стал либо абсолютно «карманным», либо все-таки там какие-то здравые еще существуют отношения к нашим политическим партиям. С ходу я не готов сказать. Честно говоря, в душе не верю, что 17 лет партия работала, помогала, Конституцию новую писала очень активно, участвовала во многих демократических проектах, защищала Белый дом, и вдруг сегодня по воле президента России и путинского окружения мы должны отказываться от этой партии.


- Так или иначе, это конец вашей политической карьеры или вы лично не собираетесь прекращать политической деятельности в том случае, если партия не будет существовать?


- Нет, я лично собираюсь и дальше заниматься активно политикой, и полагаю, что пока мы не вернемся к демократии и не сделаем нашу страну европейским государством, мы не сможем спокойно жить и будем бояться постоянно за будущее наших детей. Поэтому это мой императив и буду обязательно добиваться демократической России.


- Сейчас в России возникают все новые и новые партии. Есть партия «Справедливая Россия», есть партия «Гражданская сила» адвоката Михаила Барщевского, известно, что в руководстве Республиканской партии некоторые ее члены, в том числе и Владимир Рыжков, получают приглашения от уже существующих партий присоединиться к их рядам. Об этом говорил несколько дней назад Борис Надеждин в интервью Радио Свобода. Говорят о том, что Рыжкова зовут и в «Справедливую Россию», и, может быть, он будет вести какие-нибудь переговоры. Вы для себя рассматриваете вопрос перехода в какую-то из уже существующих политических организаций?


- Вот эти клоны, которыми являются как раз «Гражданское дело» и «Справедливая Россия» - они абсолютно неприемлемы, это чисто кремлевские варианты. Более или менее у нас нормальные отношения с «Союзом правых сил». Но наша концепция состоит в том, что нужно создавать новую демократическую партию и неплохой успех СПС в нескольких регионах на прошедших региональных выборах не делает реально погоды. Поэтому если такую партию нам удастся создать... Было бы идеально, чтобы и «Яблоко» в это строительство включилось. Я думаю, что этот вариант для нас бы подходил. Попытка же объединяться с кремлевскими партиями, я считаю, это потеря лица и просто выбывание из политики на долгое время.