Программа Прессинг 25.03.2007



Фигуристы простились с Японией. Итоги чемпионата мира подводят Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Людмила Белоусова: По традиции, все чемпионаты по фигурному катанию начинаются с парного катания, а заканчиваются выступлением представительниц прекрасного пола. Вот и сейчас, будучи под впечатлением от того, как избиралась ледовая мисс Вселенная, мы невольно вспомнили Олимпиаду-2006 в Турине, где впервые в истории женского фигурного катания победила японская дива Сизука Аракава.


Мы и тогда, и сейчас утверждаем, что красота - это страшная сила, особенно, когда она подкреплена безупречным мастерством, обратной стороной которого, безусловно, являются жесточайшая спортивная дисциплина, тяжелейший, потный и опасный труд. Как видно, этот труд не пропал даром, и принес Стране восходящего солнца буквально через год целое созвездие, без преувеличения сказать, уже сейчас, хоть и очень молодых, но уже выдающихся фигуристок. И, как нам кажется, эта тенденция может сохраниться на весьма долгие времена, не забывая и корейских, и китайских фигуристок.


На фоне такого ошеломляющего успеха, российские девочки, да и европейские, канадские и американские, прямо скажем, потускнели и выглядели просто Золушками, по сравнению с азиатскими красавицами, которые обольщали зрителей и судей каким-то особым, восточным шармом.


Но стоило только сойти со льда новой чемпионке мира и начать говорить перед замершим многотысячным залом, вперемешку со слезами и частым сморканием в салфетку, как мы увидели полное «перевоплощение» из красавицы, которой только что рукоплескал зал, в обыкновенную, ничем особенно не примечательную девушку.


Вероятно, ледовая сцена обладает какой-то магической силой, помогая раскрыть те стороны таланта, которые невозможно разглядеть в быту. Но почему такое магическое перевоплощение недоступно российским фигуристкам? Неужто земля русская бедна красавицами?


В чем причина успеха азиатских фигуристок? Не в том ли, что опекают их российские тренеры и хореографы, работающие на американских катках, куда приезжают тренироваться канадцы, европейцы и, в том числе, все заморские красавицы. Ведь влияние русской музыкальной и хореографической культуры видно невооруженным глазом. Всем им, российским тренерам и хореографам, нужно поставить памятник за выдающийся вклад в развитие мирового фигурного катания.


Оставим в стороне разговоры по поводу их непатриотичности. Это отельная тема для серьезного разговора. Почему они там, а не в России? Одно лишь абсолютно ясно – бесплатно поют только соловьи. А за работу высшего мирового качества, которую демонстрируют российские тренеры, разбросанные по всему миру, должна быть и соответствующая награда за их тяжелейший интеллектуальный и физический труд. А вот почему у себя на родине они не могут реализовать свои потенциальные возможности - это открытый вопрос.


Олег Протопопов: Не лучше обстоит дело на сегодня и российскими мальчиками-фигуристами. Тяжело им пришлось, чтобы не вылететь за черту 24-го, последнего участника чемпионата мира в Токио и не отправиться досрочно домой. В советские времена им сказали бы: нам здесь нужны фигуристы, а не туристы.


Победа Евгения Плющенко на Олимпийских играх в Турине, увы, не дала резкого толчка к появлению плеяды выдающихся конкурентоспособных российских фигуристов. То же, кстати, и в спортивных и танцевальных парах. Хотя работает и живет в России тренер трех олимпийских чемпионов, один из ведущих специалистов в мире Алексей Мишин.


У него, кстати, учились и нынешний чемпион Бриан Жубер, и двукратный чемпион мира швейцарец Стефан Ламбьель. Мишин не без иронии замечает, что научил их на свою голову. Так что обвинять тренеров в том, что они живут и работают в Америке, а надо бы дома своей стране помогать, по меньшей мере, несправедливо.


Помогая другим, Мишин помог и себе осознать, что сегодня конкуренты знают не меньше, чем он сам, и все чисто технические ноу-хау быстро становятся достоянием спортивной профессиональной среды, а авторских прав на методы обучения в спорте вообще не существует. Порох у Мишина есть, и ученики есть, но они не растут так быстро, как грибы.


Фигурное катание танцевально по своей природе, и главная его харизма - танцевальность и музыкальность, предполагающие и высочайшую хореографическую культуру тела. Но, к великому сожалению, новая судейская система, введенная Международным Союзом Конькобежцев после олимпийского скандала 2002 года в Солт-Лейк-Сити, намертво перекрыла всякое творческое дыхание, введя искусственные ограничения и предписания, не свойственные специфике фигурного катания. Вот, мол, и выкручивайтесь, как хотите.


Пострадали от этих нововведений спортивные танцы и особенно парное катание как наиболее опасный раздел этого вида спорта. Интересно, что число участников в танцах зашкалило за 30 пар, в то время, как в спортивных парах был, как всегда, недобор. Заявились 22 пары, а участвовало 20. Увы, не много смельчаков среди здоровых мужиков идти в парное катание. Наверное, помнят страшное падение партнерши на голову с трехметровой высоты, во время поддержки на вытянутых руках, случившееся с чемпионами мира и Олимпийских игр 1996 года Тотьмяниной и Марининым. Держаться за женщину, наверное, безопаснее.


Но вот настоящая русская красавица Оксана Домнина с Максимом Шабалиным были самыми танцевальными в своих половецких плясках. Но подняться выше пятого места судьи не дали.


И все же у нас нет ни малейшего сомнения в том, что нынешний провал пойдет на пользу российскому фигурному катанию. Помогут только переоценка ценностей и ясное представление пути возрождения великих традиций. Но уже на ином, качественно более высоком уровне. Успех - в неповторимости. Тот, кто найдет ключ к ней, тот и будет покорять сердца миллионов людей. Неповторимость - в красоте. А она, красота – страшная сила.



С кого брать пример в спортивном бизнесе?


Дмитрий Морозов: Настало время нашей рубрики «Экономика большого спорта», в которой сколько раз мы уже говорили о том, что российский спорт так и не стал бизнесом, хотя в мире существуют прекрасные примеры, которые можно было бы взять на вооружение. В Северной Америке, в частности, в США, американский футбол тот же самый. Как вы считаете, профессор?


Роберт Воскеричян: Действительно, не только американский футбол, но и бейсбол, и баскетбол, и хоккей (там уже и Канада, естественно, подключается), и скачки. Очень много интересных примеров достаточно экзотичных для нас видов спорта.


Дмитрий Морозов: Примеров того, как вести спортивный бизнес.


Роберт Воскеричян: И как относиться к спортивному зрелищу не только со стороны бизнесменов, но и со стороны зрителей, тех, для кого это все существует. Вы назвали американский футбол и угадали, потому что недавно прошел главный матч в системе розыгрышей этого турнира - матч за Супербоул - и он опять оказался рекордным.


Вообще, это одно из главных событий мира маркетинга и рекламы в Америке. Потому что стандартная ставка 30-секнудного ролика в 2000 году составляла рекордные 2 миллиона 200 тысяч долларов, в 2006 году - 2 миллиона 400 тысяч долларов. А в 2007 году - 2 миллиона 600 тысяч долларов.


Это что-то невероятное. Все те крупные компании, которые выводят какой-то новый продукт - будь то персональный компьютер, новый автомобиль - все пытаются разместиться во время трансляции матча за Супербоул. Колоссальный интерес есть у телезрителей, и через этот интерес - колоссальная потребность у крупных компаний размещаться в рекламных блоках Супербоула.


Если кто-то хотел запускать новый бизнес, они начинали обсуждать рекламу этого нового бизнеса именно с Лигой, которая имеет контракт с каналом CBS , для того, чтобы успеть разместиться. Потому что есть даже определенная конкуренция.


Я назову пять ведущих рекламодателей, и все встанет на свои места. За последние 20 лет пять ведущих рекламодателей потратили на размещение роликов 614 миллионов долларов, что составляет 35 процентов от общей суммы, вложенной в рекламу во время данного спортивного события. Безоговорочными лидерами в деле размещения роликов являются «Анхойзер-Буш» – крупнейшая пивоваренная компания, «Пепсико», «Дженерал Моторз», «Тайм Уорнер». На пятое место в этом почетном списке, согласно последним данным, вышла компания «Уолт Дисней», опередив общий размер ассигнований «Федерал Экспресс Корпорейшн». Это потрясающий результат, если учесть, что «Федерал Экспресс» сотрудничает с Супербоулом 19 лет.


Я процитировал довольно длинный кусок из нового приложения к еженедельнику «Футбол. Хоккей» - «Спортсгайд». Данные, на мой взгляд, должны потрясать воображение, потому что ни одному виду спорта в Европе такие суммы просто не снились. Конечно же, обороты этого вида спорта просто зашкаливают. И он не просто процветает, а бьет все рекорды.


Это можно подтвердить также и данными о посещаемости. Ни в одном виде спорта я не встречал данных, что посещаемость составляет 103,4 процента. Я вам скажу, что у стадиона минимальная вместимость 70-80 тысяч человек. Даже такие гигантские арены не могут вместить всех желающих. Только на продажах билетов все клубы Американской Футбольной Лиги заработали более миллиарда долларов за 2006 год. Из 32-х команд 14 распродали все сидячие места. Все сидячие места на сезон 2007 года проданы. Есть один аутсайдер, хотя трудно назвать аутсайдером команду, которая продала менее 90 процентов входных билетов. Это считается у них хромая утка, с которой надо разбираться и смотреть, почему такие складываются результаты.


Сравните с данными чемпионата России по футболу. Даже в Англии, где футбол - это религия, и то последние год-два наблюдаются свободные места. Дороговатые билеты. Я вам скажу, что в Америке билеты еще дороже. Именно поэтому американский футбол и заражает своим энтузиазмом европейцев. И НФЛ – Национальная Американская Футбольная Лига создала подразделение в Европе - НФЛ-Европа.


Уполномоченным является крупнейшая спортивная маркетинговая компания « Sportfive », которую хотел выкупить, между прочим, бизнес-партнер Виктора Вексельберга Леонард Блаватник. На паях они держат большинство своих активов. И Вексельберг, на паях с Блаватником вошел в проект, о котором мы рассказывали - 24 матча футбольной сборной Аргентины.


Они пытались скупить эту компанию, но она досталась французам. « Sportfive » является уполномоченным дилером НФЛ в Европе. То есть занимается всем маркетинговыми акциями – продажей атрибутики, продажей телевизионных прав нарезкой наиболее острых моментов.


Вот что говорит исполнительный директор « Sportfive » Томас Рёттгерманн: «Американский футбол является тщательно сбалансированной смесью спортивного мастерства и шоу бизнеса, что делает его все более и более популярным в Старом Свете».


И действительно, в Европе постоянно растет число поклонников этого вида спорта. Более того, американский футбол настолько экономически силен, что он привлекает к себе монстров финансового рынка. Американская Футбольная Лига заключила очень выгодный контракт с компанией «Дискавер» – одним из крупнейших операторов карточного бизнеса.


Соответственно, все эти огромные суммы отражаются и в зарплатных ведомостях. Самый средний контракт в американском футболе, игрока среднего уровня, начинается от 5 миллионов долларов в год. Если чуть выше среднего уровня, то это уж выше 10 миллионов долларов в год. Зарплата годовая в пределах 25-30 миллионов практически у всех звезд. Есть отдельные игроки, которые получают и больше 30 миллионов в год.


Я говорю только о зарплатах, потому что вокруг них такой рекламный фон, что он раза в три больше того, что им по контракту положено получать. Ясно, что эти виды спорта сложно культивировать в России, но легко культивировать бизнес подходы. Они же выращивали своего зрителя, они его воспитывали, а ничем этим у нас не занимаются. Как выражается президент РФС: «У нас есть все: дойка, откаты, перекаты…». Зачем ездить в Америку, учиться чему-то, когда нашел кого-то, договорился с Иваном Ивановичем, большим человеком, он выделил деньги. Эти деньги распихали по карманам и все замечательно. Зачем учиться сложным вещам, когда проще вот так.


Я не говорю обо всех. Есть менеджеры, хозяева клубов, которые пытаются на новую лыжню встать, на новую дорогу. Но, к сожалению, не все.


Дмитрий Морозов: Вы сказали о разнице подходов американцев и европейцев к проведению бизнеса в спорте. И не в этом ли причина того, что сорвалась сделка одного из североамериканских бизнесменов с футбольным клубом «Марсель»?


Роберт Воскеричян: Все было согласовано, но буквально два дня назад сообщение было о том, что пока еще владелец, Робер Луи Дрейфус, отказался или, по крайней мере, приостановил сделку. То есть, уже все было подготовлено для того, чтобы решить вопрос окончательно. Ни от Джека Кочкара, который собирался стать владельцем, ни от Дрейфуса, который собирался продавать, объяснений не последовало. А раз их нет, то мы не можем ничего утверждать.


Но тренд такой, что есть определенная нестыковка и настороженность. Но, вернемся к американскому футболу. Главное, что американский футбол - это образец цивилизованного, эффективного, рационального и грамотного ведения спортивного бизнеса. Образец не для подражания, а для учебы, для познания того, к чему мы должны стремиться, если мы хотим создать профессиональный спорт, как бизнес в России.