Президент меняет фамилию

Для повышения авторитета в массах Эмомали Рахмонов (на рекламном плакате) надел туфли на высоких каблуках, а потом отказался и от «славянского» имени

В Таджикистане начался процесс адаптации местных имен и фамилий к традиционному произношению. С такой инициативой выступил президент республики Эмомали Рахмонов, отказавшийся от суффикса «ов» в своей фамилии. Президент меняет документы, в которых указано его старое имя, и призывает последовать своему примеру соотечественников. О сочетании традиций и политики в этом вопросе нам рассказал таджикский журналист и писатель Салим Аюбов (литературный псевдоним Салим Аюбзот):


- Сама по себе это старая идея. Она берет начало в период хрущевской «оттепели», когда таджикская интеллигенция наряду с другими проблемами говорила о том, что надо вернуться к так называемым историческим корням. Но есть и элемент политики - в самые тяжелые моменты развития страны возникают такие вопросы, которые захватывают всех.


- Так было с возвеличиванием Саманидов (династия правителей феодального царства IX-X веков со столицей в Бухаре, объявленного официальным Душанбе предшественником современного таджикского государства – РС), празднованием Года чистой воды, приказом Рахмонова о том, чтобы учителя не должны иметь золотые зубы, и массой других таких вещей, которые отвлекают народ от каждодневных проблем. Сейчас Таджикистан находится в очень глубоком энергетическом кризисе - нет воды, нет газа, нет света. Видимо, есть в этом и политика тоже.


- При этом следует заметить, что среди таджикских ученых есть мнение, что эти «славянские» окончания, суффиксы не чужды таджикскому народу – ведь найдено много древних трактатов с именами, где используются такие окончания. Скажем, национального героя периода борьбы с монголами звали Деваштич. И очень много таких: Вагнич, Барзич и другие. Первые фамилии с суффиксом «ов» появились еще в начале XIX века, когда сюда пришли первые русские бизнесмены, организовали заводы, создавали заводы, компании, банки. Бухарский миллионер Мансуров, по-моему, первым принял такую фамилию. Конечно, в советское время было очень сложно отказаться от русифицированной фамилии - скажем, если бы человек захотел поменять фамилию с Аюбова на Аюбзот.


- Но практически это можно было добиться, если бы вы поставили перед собой такую задачу?


- С большими трениями, но можно, были такие люди.


- Сколь глубоко укоренилась традиция славянских суффиксов в таджикских фамилиях? Можно ли ожидать, что сейчас легко произойдет отказ от такого рода окончаний в фамилиях? или они сохранятся?


- Я не думаю, что очень быстро все перейдут на новое написание [имен]. К тому же это открывает новые возможности для чиновников еще раз протягивать лапу. Это взлет коррупции. Все делается через деньги.


- Какая фамилия привычна для вас самого: в таком славянизированном ее исполнении или в более традиционном таджикском варианте?


- Это (старинный вариант – РС) действительно в какой-то мере важно. Потому что это показывает, что человек знаком со своим прошлым, с традициями культуры, литературы.