Президент РАН Юрий Осипов: «Это голосование продемонстрировало единство Академии»

Здание президиума Российской академии наук.

Общее собрание Российской Академии наук приняло новый академический устав. В иной ситуации процедура согласования академической жизнедеятельности с «Законом о науке и государственной научно-технической политике» могла бы носить формальный характер, но РАН заняла жесткую позицию. Модельный устав, предложенный Министерством образования и науки, был отвергнут академиками.

За несколько месяцев до общего собрания академические институты получили на утверждение так называемый Модельный устав, разработанный по заказу Министерства образования и науки фондом «Открытая экономика». Он предусматривал передачу всех главных функций управления Академией - в том числе и распоряжение финансами и имуществом - Наблюдательному Совету, на две трети состоящему из чиновников и представителей власти. Самим академикам предлагалось оставить лишь экспертные функции по определению научных направлений.


Помимо резких критических замечаний в адрес самого Модельного устава, его рассылка вызвала негодование академической общественности, так как текст сопровождался письмом. В нем было четко сказано, что в случае, если Академия не утвердит Модельный устав, Минобрнауки в свою очередь не утвердит президента РАН, избранного академиками, не согласует Устав, принятый самостоятельно Академий, и не выделит деньги во второй половине 2007 года в соответствии с принятым бюджетом. Автора этого письма так и не удалось найти ни членам Академии, ни журналистам. Руководители Минобрнауки также открестились от этого документа. Правда, ближе к общему собранию РАН они также открестились и от самого Модельного устава, не признав за ним соавторства ни одного из сотрудников Министерства.


Неудивительно, что на общем собрании РАН Модельный устав, рекомендованный министерством, даже не стали обсуждать. РАН рассмотрела только свой вариант, согласованный в научных институтах.


Председатель уставной комиссии академик Юрий Осипьян подчеркнул, что новый устав поможет развитию Академии в современных экономических и политических реалиях, так как полностью соответствует «Закону о науке».


Однако в соответствии с этим законом устав, принятый на общем собрании РАН, должен быть теперь одобрен Минобрнауки. Но когда это будет и будет ли сделано вообще, остается неясным. Решительность, с которой академики сказали «Нет!» чиновникам, была явно вызвана чувством тревоги за судьбу российской науки, что отразилось в завершающем двухдневное заседание обращении президента РАН Юрия Осипова к собравшимся: «Очень важно, чтобы вы - члены общего собрания - активно реагировали в прессе по поводу того, что происходит вокруг ситуации с наукой и с Академией наук. Я вас очень прошу! Наши противники всегда используют средства массовой информации, чтобы изложить свою точку зрения, а мы это делаем недостаточно активно. Я вас очень прошу включиться в эту работу. Я вас поздравляю с этим голосованием! Это голосование продемонстрировало единство Академии наук. А когда мы встретимся, я, к сожалению, сказать не могу….»


Непонятно, что будет с Академией, если ее устав не будет одобрен Минобрнауки. Но как заявил на состоявшейся после собрания пресс-конференции вице-президент РАН академик Александр Некипелов, в правительстве и в администрации президента России никто пока не готов взять на себя ответственность за разгром Академии наук.


Как сообщил Интерфакс, заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что Устав Российской академии наук, который был принят ее членами, будет еще согласовываться: «Что касается сегодняшнего голосования, то хочу отметить, оно не будет иметь никаких правовых последствий. Устав вступит в силу только после его утверждения правительством. Это не финальная точка, а начало дискуссии. Будет начат процесс согласования по вопросам того, как будет организовано управление РАН».