Российским узникам Гуантанамо на родине «сшили» новые дела

Возвращение в страну, участвующую в борьбе с тероризмом, узникам Гуантанамо не обещает ничего хорошего

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала сегодня обширный доклад, в котором утверждается, что бывшие узники Гуантанамо с российским гражданством, выданные Соединенными Штатами России под дипломатические заверения в гуманном обращении, подвергаются на родине преследованиям и пыткам.


Доклад основан на беседах с тремя бывшими заключенными, их родственниками, адвокатами и другими свидетелями того, что им пришлось пережить после репатриации в марте 2004 года. Судя по описаниям, трое из россиян, захваченных в Афганистане, после возвращения на родину были подвергнуты пыткам и недозволенному обращению, двое были осуждены с процессуальными нарушениями, все стали жертвами притеснений и травли со стороны российских правоохранительных органов.


Все они были задержаны вскоре после американского вторжения в Афганистан и в итоге провели в Гуантанамо около двух лет. При всех жалобах на недозволенное обращение со стороны американцев все они неоднократно просили администрацию лагеря не выдавать их России, ибо предполагали, что на родине будет еще хуже. Американская администрация утверждает, что заключенные были переданы России лишь после того, как та заверила, что депортированные предстанут перед судом по обвинению в терроризме и обращаться с ними будут гуманно. На деле все вышло наоборот. Судя по фотографиям, медицинским и судебным документам, свидетельствам родственников и адвокатов, их неоднократно избивали, добиваясь признания, не давали спать, приковывая в узкой клетке наручниками к потолку. Их семьи рассказывают о постоянных преследованиях со стороны российских правоохранительных органов и спецслужб.


Директор Московского бюро Human Rights Watch Элисон Джилл сообщила корреспонденту Радио Свобода: «Мы обнаружили, что обещание российской стороны гуманно обращаться с бывшими заключенными Гуантанамо выполнено не было. Избиения и пытки в милицейских застенках остаются в России обычным делом. Особо жестокому обращению подвергаются те, кто задержан по статье о причастности к терроризму. Против депортированных следствием могут быть выдвинуты новые обвинения, но все они так или иначе связаны с террористической деятельностью. К примеру, Расула Кудаева судят за причастность к событиям 13 октября 2005 года, когда в Нальчике произошли вооруженные столкновения, двое были осуждены по делу о взрыве газопровода в Татарстане - им «припаяли» организацию этого теракта. На наш взгляд (и мы констатируем это в докладе), ситуация в России за последние 10 лет существенно не изменилась. Об этом свидетельствует и сравнение с положением в 1997 году. Все злоупотребления, упомянутые в докладе десятилетней давности, имеют место и сейчас. К нам поступает множество жалоб на милицейский произвол и пытки. Правоохранительная сфера остро нуждается в глубоком реформировании. Мы будем добиваться полной отмены так называемых «дипломатических заверений», какая бы страна их не давала. Те, кто выдает заключенных на основании подобных заверений, делают это исключительно из побуждения обойти конвенцию, запрещающую пытки».


Авторы доклада отмечают, что в подобной практике замечены и другие государства, в частности, Великобритания, Канада, Австрия, Нидерланды и Швейцария. Все они выдают подозреваемых в терроризме на родину, получив заверения в гуманном обращении, и после этого теряют всякий интерес к их дальнейшей судьбе.