Алексей Малашенко: Хартия о противодействии экстремизму - попытка ограничить независимость партий

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Никита Татарский: Хартия о противодействии экстремизму ничто иное, как попытка ограничить независимость и активность разного рода политических партий, заявил эксперт Московского центра Фонда Карнеги Алексей Малашенко. Этот документ разработан в Кремле и предложен на подпись официально зарегистрированным партиям. По словам заместителя председателя "Яблока" Сергея Митрохина, теоретически хартия обязывает политиков отказаться от любого сотрудничества и взаимодействия с экстремистами, фактически является очередной попыткой подавить оппозицию. Однако, у представителей "Яблока" есть свой вариант текста документа.



Ольга Вахоничева: Хартия о противодействии экстремизму - документ для многих партий малоизвестный. Некоторые политики ни первоначального, ни окончательного варианта ее не читали вообще. По словам председателя московского регионального отделения партии "Яблоко" Сергея Митрохина, инициатором ее создания являются "яблочники", отправившие свой вариант документа в Кремль. Администрация президента ответила новой версией хартии. Многих лидеров она не устроила.



Сергей Митрохин: Главная-то наша претензия к любым инициативам Кремля заключается в том, что там под благовидными предлогами, ну, например, борьбы с экстремизмом пытаются бороться с оппозицией, то есть используют это как предлог подавления оппозиции. Вот такую бумагу, которая в малейшей степени позволяет использовать экстремизм, как жупел, с целью репрессировать оппозиционные партии и движения, мы никогда, конечно, не подпишем.



Ольга Вахоничева: Очередная попытка найти компромисс заключалась в поправках, вновь отправленных в администрацию, которые, по словам Митрохина, возвращают первоначальный смысл идее.



Сергей Митрохин: Мы считаем, что стране надо бороться с нацизмом, с любыми проявлениями национальной, расовой, религиозной розни, с попытками разжигания, и в этом состояло наше предложение по подписанию хартии. Любые попытки использовать это для преследования партий, которые этим не занимаются, являются незаконными, и мы будем противодействовать этим попыткам.



Ольга Вахоничева: Разговоры о том, что Кремль вынуждает партии подписать хартию, Сергей Митрохин не подтвердил. Не слышали об этом и представители "Союза правых сил". Как сообщили в пресс-службе СПС, один из вариантов документа и вопрос о том, подписывать его или нет, вынесены на федеральный политсовет партии. Идею президентской администрации эксперт Московского центра Фонда Карнеги Алексей Малашенко расценивает, как очередную попытку ограничить независимость и активность партии. Кроме того, хартия может повлиять и на отношение к уличным акциям оппозиции, таким как "Марши несогласных".



Алексей Малашенко: Партии, которым как бы дается возможность быть избранными в Думу, в своей оппозиционности, если такая вообще имеется, не переходили бы определенную грань, вот эта грань устанавливается в данном случае теми, кто готовил этот документ. С моей точки зрения, это еще дополнительная подпорка для вертикали власти. Я думаю, что ничего хорошего от этого не будет, это лишний раз доказывает, что у нас любой политический процесс находится под жесточайшим контролем, и как выходить из этого положения, что называется, одному Богу известно.



Ольга Вахоничева: Недавно "Марши несогласных", которые оппозиционные коалиции провели в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, были разогнаны властями. Однако, Питер и Москва запланировали новые акции на середину апреля.