«Москва убедилась, что Тэтчер без колебания применит ядерное оружие»

«Хенераль Бельграно» идет ко дну

В понедельник исполнилось 25 лет с высадки Аргентиной десанта на Фолклендских (Мальвинских) островах. Длившееся два с половиной месяца военно-морское сражение обернулось заметными потерями для обеих сторон: аргентинцы потеряли, по официальным данным, 650 человек убитыми и 8 военных кораблей, британцы - более 258 человек и 7 кораблей разных классов. Счет сбитым самолетам и вертолетам шел на десятки. Несмотря на полный военный разгром, Буэнос-Айрес по-прежнему настаивает на том, что территориальный спор так и не решен.


От побережья Аргентины острова отделает 400 километров. Когда страна получила независимость от Испании в 1820 году, архипелаг по сути, был ничьим. Аргентина заявила на них свои права, но Великобритания успела высадить на них своих колонистов первой – это случилось в 1833 году.


Фолклендский архипелаг состоит из двух больших островов и около 200 скал. Никакой экономической особой ценности острова не имеют, если не считать выгодного при прочих равных географического положения – осенью 1914 здесь произошло сражение германского и британского флотов . Основным занятием местного населения является овцеводство и рыбная ловля. Разговоры о больших запасах нефти на шельфе островов так и остались разговорами – ее добыча в промышленных масштабах так и не началась.


Аргентина никогда не забывала о Мальвинах, начиная с 1960-х между Буэнос-Айресом и Лондоном даже начался переговорный процесс об их судьбе ; аргентинцы беспрепятственно высадили на островах рабочих, которые провели геологоразведочные работы. За деколонизацию островов высказалась ООН; в качестве компромисса упоминался вариант Шпицбергена, который, как известно, управляется Норвегией, но Росси и позволено добывать там уголь.


Ситуация вокруг Фолклендов обострилась в конце 1970-х, когда к власти в обеих странах пришли очень жесткие политики. В Аргентине лидеры военных сменяли друг друга во главе хунты, пока генерал Леопольдо Галтиери не решил выйти из экономического и политического кризиса проверенным веками способом - организовать маленькую победоносную войну, чтобы отвлечь тем самым внимание общества от проблем, связанных с плачевным состоянием экономики.


Война Великобритании с Аргентиной за Фолкленды продолжалась 74 дня. За это время погибли 255 британских и 655 аргентинских военнослужащих. Высадившийся на острова аргентинский гарнизон объявил о капитуляции 14 июня 1982 года. Премьер-министр Тони Блэр называет сегодня войну за Фолкленды «правым делом». МИД Великобритании в своем заявлении выразил сожаление о жертвах, которые понесли обе стороны военного конфликта. Это вызвало резкую критику со стороны британских ветеранов войны, возмущенных тем, что освободителей Фолклендов приравняли к их захватчикам.


Маршал авиации в отставке Тони Мейсон участвовал в планировании и проведении военной операции на Фолклендах. Он рассказал Радио Свобода, как начиналась военная операция:


- Это было очень трудным решением для Маргарет Тэтчер, потому что в то время все британские вооруженные силы входили в состав НАТО и противостояли Советскому Союзу и силам Варшавского договора. Руководство всеми тремя видами британских вооруженных сил полагало, что участие в войне за Фолкленды ослабит положение НАТО в Европе. Кроме того, оно было очень озабочено проблемой отдаленности театра военных действий от метрополии – ведь эти восемь тысяч миль больше, чем расстояние от Лондона до Токио. Так что у главы генерального штаба была масса сомнений в ее целесообразности. Ответственность за решение взяла на себя лично Маргарет Тэтчер.


- Ее роль была самой главной. Нет сомнения, что без Тэтчер Великобритания, возможно, и не ответила бы на агрессию Аргентины так, как мы это знаем. Хочется поделиться одним воспоминанием. Уже после окончания «холодной войны» я был в Москве и обсуждал Фолклендскую кампанию с высокопоставленным советским генералом, который в время Фолклендов командовал дивизией, расквартированной в Восточной Германии. Он сказал мне тогда, что решение Тэтчер начать войну за острова убедило руководство советского генштаба в том, что в случае войны в Центральной Европе она не поколеблется применить ядерное оружие. Так что с точки зрения русских решение Лондона защитить Фолкленды значительно усилило его позиции.


- Как отнеслись к войне в самой Британии?


- Оппозиция войне была очень незначительной. Всеобщее мнение было таково, что аргентинское вторжение было абсолютно незаконным. Как бы не относиться к спору о принадлежности Фолклендских островов, остается фактом, что большинство их обитателей было британцами, которые не хотели жить под аргентинским правлением. Кроме того, и в теории и на практике, юридически и фактически острова были британской территорией. Страна очень быстро поддержала решение Маргарет Тэтчер.