В Великобритании отмечают 25-ю годовщину начала Фолклендской войны

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Андрей Шарый: В Великобритании отмечают 25-ю годовщину начала Фолклендской войны. 2 апреля 1982 года аргентинские войска оккупировали британские Фолклендские острова в Атлантическом океане.



Наталья Голицына: Война Великобритании с Аргентиной за Фолкленды продолжалась всего 74 дня. За это время погибли 255 британских и 655 аргентинских военнослужащих. Аргентинские войска сдались англичанам 14 июня 1982 года. Премьер-министр Тони Блэр назвал войну за Фолкленды «правым делом» и подчеркнул, что эта война потребовала незаурядного «политического мужества». Главой британского правительства во время войны была Маргарет Тэтчер. Отмечая 25-ю годовщину вторжения аргентинских войск на Фолкленды, МИД Великобритании опубликовал заявление, в котором выражается сожаление о жертвах, которые понесли обе стороны военного конфликта. Это заявление вызвало резкую критику со стороны британских ветеранов войны, возмущенных тем, что этим освободителей Фолклендов приравняли к их захватчикам. Маршал авиации в отставке Тони Мейсон участвовал в планировании и проведении военной операции на Фолклендах. Я спросила его, как принималось решение начать военную акцию.



Тони Мейсон: Это было очень трудным решением для Маргарет Тэтчер, потому что в то время все британские вооруженные силы входили в состав НАТО и противостояли Советскому Союзу и вооруженным силам Варшавского договора. Руководство всеми тремя видами британских вооруженных сил полагало, что участие в войне за Фолкленды ослабит их положение в Европе и, кроме того, оно было очень озабочено проблемой огромного расстояния до Фолклендских островов, находившихся в восьми тысячах милях от Британии, - а это превышает расстояние от Лондона до Токио. Так что у главы генерального штаба была масса сомнений в ее целесообразности. Ответственность за решение не позволить Аргентине силой захватить Фолклендские острова взяла на себя лично Маргарет Тэтчер.



Наталья Голицына: Как бы вы оценили роль Маргарет Тэтчер в этой войне?



Тони Мейсон: Ее роль была самой главной. Нет сомнения, что без премьер-министра Тэтчер Великобритания, возможно, и не ответила бы на агрессию Аргентины так, как она ответила. Уже после Фолклендской войны и после окончания холодной войны я был в Москве и обсуждал Фолклендскую войну с одним из высокопоставленных советских генералов, который в то время командовал дивизией, расквартированной в Восточной Германии. Он сказал мне тогда, что решение Маргарет Тэтчер начать войну за Фолкленды убедило руководство советского генштаба в том, что в случае развертывания войны в Центральной Европе, она не поколеблется применить ядерное оружие. Так что с точки зрения русских, решение Британии защитить Фолкленды значительно усилило ее позицию в холодной войне.



Наталья Голицына: Как в то время относились к Фолклендской войне в самой Британии?



Тони Мейсон: В Британии была очень незначительная оппозиция войне. Существовало всеобщее мнение, что аргентинское вторжение было абсолютно незаконным. Как бы ни относиться к спору о принадлежности Фолклендских островов, остается фактом, что большинство их обитателей было британцами, которые не хотели жить под аргентинским правлением. Кроме того, и в теории и на практике - юридически и фактически - Фолклендские острова были британской территорией.