Весенний призыв: родительские комитеты ищут себе «боевую задачу»

Представители комитетов солдатских матерей теперь сами смогут контролировать процесс призыва



Новый порядок формирования призывных комиссий в России - одна из главных особенностей начавшегося на этой неделе весеннего призыва в российскую армию. В состав комиссий вошли представители комитетов солдатских матерей и недавно созданных родительских комитетов военнослужащих.

Сын Валентины Виктор ушел служить на два года. Несколько лет военно-медицинская комиссия не могла определить - годен Виктор к службе или нет. Решили, что таки годен, когда молодому человеку было уже 24 года - несколько лет неопределенности и постоянных походов в военкомат измотали семью настолько, что начавшийся год назад «обратный отсчет» к дембелю сочли меньшим из зол. Предложение вступить в родительский комитет родители Виктора сочли по меньшей мере удобным для себя - можно бывать в части и лично проверять, как идут дела у сына и его сослуживцев: «Приглашали многих родителей, но, видимо, многие не смогли из-за материальных соображений приехать. Расстояние тоже. Поэтому мы были единственные. Нас записали в комитет. Может быть, попозже кто-то еще приезжал».


О том, в чем должна выражаться работа в комитете, родители не знают: «Если честно, они нам об этом вообще ничего не говорили. Как объяснили, “мы еще сами не знаем, в чем его работа заключается, как и что”. Никаких препятствий не чинили в том, чтобы мы где-то побывали, с кем-то разговаривали».


По крайней мере, куда чуть ли не еженедельно пропадают зубные щетки Виктора, его папа с мамой теперь точно знают; кое-что поняли и о современных отношениях в армейском коллективе: «Мелкое воровство. Щетки обувные, зубные щетки даже берут пользованные. Как они говорят в этой части, это те люди, кто не получил образования и умеет “только гайки крутить”. Воспитания им не хватает. А "дедовщина"... Витя рассказывал, сказали - будешь “сотку” тянуть (сто дней до дембеля), он должен им платить какие-то деньги из своей зарплаты, они сейчас по 600 рублей получают. Но, когда Витю разводили, он сказал, а что покупать на эти деньги? Они отстали. Пустили слух, что он якобы "красный", что командирам все может доложить».


Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова надеется на кадровых офицеров и новое качество работы призывных комиссий: «Сейчас, мне кажется, уже бесповоротно улучшается ситуация в офицерской среде - и настроение офицеров, и какая-то материальная их составляющая. В целом я не ожидаю ухудшения, несмотря на то, что, конечно, кто-то очень переживает, что ему несправедливо приходится два года служить, а приходят новобранцы всего на полтора года. А вот те маленькие части, которые, действительно, нас беспокоили и беспокоят, они пока остаются неприкрытыми с моральной точки зрения, и даже с материальной пока там особого улучшения нет. За ними надо следить, выезжать, в том числе и тем самым родительским комитетам».


Нынешний весенний призыв обойдется свердловскому областному бюджету дороже прежних почти на треть - в полтора миллиона рублей. Пришлось потратиться, в частности, на создание электронной базы «уклонистов», и на организацию более совершенной системы учета солдат - каждый «срочник» получит свой личный номер, который будет закреплен за ним до момента снятия военнослужащего с учета.


В этот призыв из Свердловской области в войска отправятся без малого 4200 новобранцев. Это на 500 человек больше, чем полгода назад. Военный комиссар Свердловской области Александр Клешнин говорит, что бегать от армии стали изобретательнее - есть соблазн уж если не уклониться, то дотянуть до следующего призыва всего на год. Но вопрос количества и качества призывников при сокращенном сроке службы останется до тех пор, пока молодых людей не научатся растить здоровыми и отправлять в армию подготовленными. Чтобы заставить молодого человека заранее овладевать военными специальностями, в Свердловской области пущена в ход система «бонусов». Об одном из них рассказывает начальник 2-го отделения военкомата Верх-Исетского и Железнодорожного районов Евгений Дынин: «У нас работает школа бывшая ДОСААФ. Мы готовим водителей категории С - это обучение бесплатное. И при обучении на категорию С водителей, они еще могут получить специальность - категорию В. Стоимость обучения на категорию В - 5 тысяч рублей».