Программа Прессинг 01.04.2007

Волейбольный «Финал четырех» в Москве


Дмитрий Морозов: В Москве проходил «Финал четырех» Лиги чемпионов для мужских волейбольных команд. Россию представляло московское «Динамо», которое в полуфинале проиграло французскому клубу «Тур» в четырех партиях. Слово нашему корреспонденту Елене Приходько и новому главному тренеру сборной России Владимиру Алекно. Он на этом турнире все же руководил командой, с которой завоевал первое место в чемпионате страны, вывел ее в «Финал четырех», но, став тренером сборной, покинул клуб, так как не признает совместительство.


Елена Приходько: Организаторы «Финала четырех» волейбольной Лиги чемпионов накануне решающих матчей упорно открещивались от сравнения их мероприятия с баскетбольным финалом 2005 года, также проведенном в Москве. В частности, на предвосхищающей события пресс-конференции, журналистов уверили, что большинство зрителей будет болеть именно за «Динамо», а не за соперника, как было в спорткомплексе «Олимпийский», когда красно-синие цвета поклонников ЦСКА утонули в желтом море фанатов израильского «Маккаби».


Оснований для уверенности было несколько. Поддержка школьников, вернее, учащихся десяти волейбольных школ Москвы, активно продававшиеся билеты, а также слишком незначительное число заявок от болельщиков команд гостей. Надежда, действительно, оправдалась. Конечно, 14-тысячный Дворец спорта на Ходынском поле заполнить до отказа не получилось, но две трети разноцветных сидений точно было занято. По сути, с точки зрения организации, для команды Владимира Алекно было сделано все возможное. Выходи на площадку, и побеждай.


Но, увы, теперь «Динамо» не может избежать сравнения с баскетбольным ЦСКА, которое, в 2005 году, будучи фаворитом «Финала четырех» (армейцы, под руководством Душана Ивковича, не потерпели ни одного поражения в регулярном сезоне), с треском провалился уже в полуфинале.


Волейбольный сценарий 2007 года какое-то злое провидение переписало почти до мелочей. Масштаб мероприятия (Москва, впервые в почти полувековой истории турнира, принимает его финал), хорошая организация, все предпосылки к высокому результату. «Динамо», напомню, в прошлом году уже сделало попытку восхождения на вершину Лиги чемпионов, но неудачно.


В полуфинале команда Алекно с сухим счетом уступила итальянскому «Сислею». То поражение наставник москвичей так и не смог объяснить, как не сможет, видимо, объяснить и нынешний проигрыш. Субботний полуфинал с французским «Туром» от прошлогоднего проигрыша отличался лишь тем, что в этот раз «Динамо» удалось взять хотя бы один сет.


В первой партии у бело-голубых начали возникать проблемы при игре на блоке и на приеме. Французская же команда старалась допускать как можно меньше ошибок, и гораздо острее действовала в атаке. Ключевым во всем матче стал второй сет, в котором у «Динамо» было два сет-болла, но подопечные Алекно не смогли довести его до победы. Успешной оказалась только третья партия, но в четвертом сете вновь преимущество было у французов, которые постоянно вели в счете.


При счете 20:24 динамовцы смогли отыграть два матч-болла, но в этот момент на подаче ошибся Семен Полтавский, который послал матч в сетку, и официально оформил победу тура. Интересно, что до старта «Финала четырех» Владимир Алекно много говорил о том, что физическое состояние команды удовлетворительное, игроки мотивированы и психологически готовы к решающим встречам. На практике же, второй раз подряд, «Динамо» оказалось не готово побеждать.


- Вы говорите о психологии, не было желания привлечь спортивного психолога для подготовки к этому финалу?


Владимир Алекно: Вы знаете, что в коллективном виде спорта лучший психолог - это тренер. Но это, наверное, новое направление. Я считаю, что когда идет речь о каких-то высотах, наверное, помощь в этой области будет необходима.


Елена Приходько: Понятно, что ценность победы «Динамо» в этом финале очень высока, но, тем не менее, в случае проигрыша или какой-то неудачи, насколько это будет трагедией?


Владимир Алекно: Я надеюсь, вы не от души задали этот вопрос, и не думаете о нем серьезно. Это будет, по крайней мере, трагедия лично для меня, а команду я постараюсь от этого избавить.


Елена Приходько: С трудом могу представить, как проигрыш финала Лиги чемпионов может остаться только тренерской трагедией Владимира Алекно. Конечно, для него это была последняя возможность в ближайшей перспективе выиграть главный Еврокубок. Напомню, что не так давно Алекно стал главным тренером мужской сборной России, который, по условиям контракта, должен являться освобожденным тренером. Но, ввиду удачного выступления «Динамо» в этом сезоне и московского «Финала четырех», руководство Федерации разрешило ему доработать в клубе до конца сезона.


Так что в следующем году шанса выиграть Лигу чемпионов у Алекно уже не будет. Но, кто знает, может ему покорится другая вершина, уже со сборной. В любом случае, наставник москвичей признал, что провал - его личная трагедия и ошибка, и оправдываться он не намерен.


Владимир Алекно: Я не работал долгое время в России. В России на все можно найти оправдание, все оправдать. Если можно с четвертого на любое другое место подняться и сказать, что это лучшие результаты, это какой-то прогресс. Но я не верю, что у игроков и всех, кто работал для этого финала, будет удовлетворение.



Уроки американского спортивного бизнеса

Дмитрий Морозов:Как было объявлено в предыдущей программе «Прессинг» нашим экономическим экспертом Робертом Воскеричяном, сегодня продолжение разговора об американском спортивном бизнесе, и речь пойдет о бейсболе - наверное, самом неведомом для россиян виде спорта.


Роберт Воскеричян:Он чем-то напоминает лапту. Но, конечно, в том виде, в котором он существует в Америке, в целом, я имею в виду не США, а американский континент. Потому что есть панамские, американские, кубинские прекрасные команды - сборные, прежде всего. А что касается бейсбола как спортивного бизнеса, то, конечно же, в США это один из наиболее прибыльных бизнесов. Если он и уступает в финансовом отношении, скажем, тому же американскому футболу, то процентов на 5-10 максимум, как по телевизионным правам, так и по отдаче от абонементов и проданных билетов. Вполне сопоставимо.


Дмитрий Морозов:Так же, как и в американском футболе, безусловно, спортивному менеджменту есть чему поучиться у американцев.


Роберт Воскеричян:Безусловно. Этот вид спорта возник примерно в середине 19-го века, поначалу это была малоэффективная ассоциация игроков, у них было жесткое правило не брать деньги за игру. Естественно, это правило просуществовало лет 15, не больше. И где-то в 60-е годы 19-го века начали появляться первые квази-профессионалы в этом виде спорта.


К 1867-у году соперничество между командами стало очень серьезным, и выплата денег стала общепризнанной повсеместной практикой. Через два года, в 1869-м году, появился первый профессиональный бейсбольный клуб, который и по сей день существует - «Цинциннати Редз». Это действительно исторический клуб. Он постарше, чем многие британские футбольные клубы. И сразу же появилась масса других клубов, а когда появились клубы, то появилась необходимость и некоего их структурирования.


Первыми членами Национальной Ассоциации, которая стала предшественницей современной Бейсбольной лиги американской, так называемой Национальной Лиги Профессиональных Бейсбольных Клубов. И ее первыми членами стали команды из Бостона, Чикаго, Цинциннати, Хартфорда, Луисвилля, Нью-Йорка, Филадельфии и Сент-Луиса. И, в конце корцов, этот тренд развития привел к тому, что большая часть полномочий в этой лиге сосредоточилась в Правлении.


В Правление входили пять членов. И самый большой объем полномочий у одного чиновника, который называется не президентом, а комиссионером Бейсбольной лиги. Это такая традиция, у них нет таких авторитарных, на их взгляд, вещей, то есть они считают, что их руководитель должен называться именно так, как он называется уже более ста лет.


Кстати говоря, в начале марта скончался знаменитый Боуи Кун самый известный из более чем полутора десятков комиссионеров, которые служили на этом посту за все время существования Американской Бейсбольной лиги. И он знаменит не только тем, что продержался около 15-ти лет, с 1969-го по 1984-й, и впоследствии был сменен Питером Юберротом знаменитым председателем Оргкомитета Олимпийский игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. После того как игры закончились, началась интрига, куда устроить столь знаменитого и не бесталанного менеджера. К тому времени, очевидно, запас энергии у Боуи Куна иссяк, и он проиграл выборы.


Так вот этот человек знаменит тем, что он сыграл выдающуюся роль в истории бейсбола. В Америке рабство, в широком смысле слова, было отменено за сто лет до того, как Боуи Кун отменил правила, по которым бейсболисты не могли переходить из клуба в клуб. Дело дошло до Верховного суда, и в Верховный суд решил, что это нарушение свободы торговли. И после того как разрешили переходить из клуба в клуб, поднялись цены на игроков. Игроки стали себе нанимать агентов, которые стали заниматься их делами и продавали их.


И вот (я цитирую по еженедельнику «Футбол. Хоккей») как росла средняя зарплата игрока лиги после этой отмены. В 76-м году, за год до отмены, 51 000 в год. Хотя по тем временам это были очень приличные деньги в Америке, но не для элитных видов спорта. Баскетболисты уже тогда зарабатывали миллионы, а в бейсболе этого не было именно из-за правила, по которому невозможно было переходить из клуба в клуб.


А уже в 1980-м году - 144 000 долларов. В этом же году был предложен рекордный контракт, по условиям которого бейсболист получил по тем временам рекордную зарплату в размере 2 800 000 долларов годовых.


В дальнейшем этот рост зарплаты дошел примерно до того же уровня, который мы наблюдаем и в баскетболе американском, и в футболе. Речь идет о десятках миллионов долларов в год.


Следующий, очень важный момент, связанный с экономикой этого вида спорта относится к сенсационной сделке между двумя достаточно известными компаниями – «Тайм Уорнер», продающей бейсбольный клуб «Брейвз», и «Либерти Медиа Корпорейшн», продающей 60 миллионов акций «Тайм Уорнер», которые у нее в активах имеются. На самом деле, это 1,4% всех выпущенных акций «Тайм Уорнер» - одной из крупнейших медиа-империй мира. Естественно, акции хотела бы приобрести и приобретает сама «Тайм Уорнер», чтобы не распылять акционерный капитал.


Теперь о структуре сделки. Я цитирую по еженедельнику «Футбол. Хоккей»: «За 60 миллионов акций «Тайм Уорнер» отдает миллиард долларов, несколько хозяйственных магазинов и «Брейвз» - бейсбольный клуб». Причем они пытаются завершить сделку до 15 мая, потому что в американском законодательстве есть льготы для сделок, в состав которых входят спортивные клубы. При купле-продаже спортивных клубов можно получить некие налоговые льготы.


Мы тут говорим о больших цифрах. Конечно, обороты зашкаливают, но бейсбол, при всем своем могуществе и великолепии, в плане своей финансовой мощи, дает прокормиться и мелкому бизнесу с оборотами миллион-полтора в год. Дело в том, что бейсбол связан с повышенным риском испачкать форму: глина, трава, кровотечения от частых травм - это обычными пятновыводителями не выводится. Поэтому необходимы новые подходы.


И вот некий Брэд Зингер, имеющий свой небольшой бизнес, связанный именно с такого рода химическими составами, выводящими пятна, с помощью бейсбола поднялся до высот, о которых я говорю - до оборотов в полтора миллиона долларов.


Он поставляет по централизованному контракту с Лигой, я цитирую из газеты «Ведомости»: «пятновыводитель, который эффективно очищает одежду от следов травы, земли, глины и крови. Плюс к этому он поставляет специальную мазь, которая помогает бороться с эффектом скользких рук».


То есть бейсбол не только сам зарабатывает миллиарды, но и дает зарабатывать некие деньги на безбедную и сытую жизнь мелким бизнесменам. А тысячам и тысячам людей, которые просто работают, он дает возможность достойно жить и получать очень приличную, выше средней, среди работающих по найму американцев, зарплату. И, конечно, доставляет болельщикам удовольствие.