«В его лице Путин оставляет преемнику страшноватое наследство»

«...Он готов слушать только Путина, а не кого бы то ни было еще»



Рамзан Кадыров сегодня официально вступил в должность президента Чечни. Церемония инаугурации состоялась в родном городе Кадырова - Гудермесе. Ее размах - не только и не просто прихоть недавнего деревенского парня, считающего, что роскошь является самым убедительным доказательством силы и влиятельности. В случае с Кадыровым пышное торжество понадобилось как символ, означающий установление истинной власти, линия которой в Чечне в последние 15 лет была прерывистой и несла на себе клеймо неполной легитимности.

Директор правозащитного центра «Демос» Татьяна Локшина уверена, что есть и еще одно объяснение того обстоятельства, почему Кадырову позволено в нарушение всех норм приличий демонстрировать открыто свое сомнительное богатство: «Это в большой степени делается с пиаровской точки зрения, для того чтобы еще раз суперубедительно продемонстрировать, что в чеченском конфликте поставлена огромная жирная точка. Вот - полная стабилизация, толпы гостей, включая иностранцев, вот он - отстроенный центр города, посмотрите, полюбуйтесь, как многое здесь изменилось».


Центральным заявлением Кадырова на инаугурации многие посчитали его окончательный отказ от всяких попыток инициировать подписание договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской республикой. Татьяна Локшина уверена, что наличие или отсутствие договорных отношений с Москвой никак не меняет характер кадыровского режима, поскольку он замкнут не на мифический федеральный центр и не на еще более абстрактную Конституцию, а на живого, из плоти и крови человека, обитающего в кремлевских палатах: «Лояльность Кадырова, если вообще можно говорить о лояльности Кадырова - не России, не федеральному центру, не Кремлю. У него отношения с президентом Путиным. И, кстати говоря, в его лице Путин своему преемнику оставляет довольно неприятное, страшноватое наследство - [Кадыров] общается непосредственно с президентом Российской Федерации. И в своих выступлениях он, кстати, это подчеркивает - что он готов слушать только Путина, а не кого бы то ни было еще».


При этом за пышным фасадом всего происходящего ныне в Чечне совсем укрыт облик изуродованной республики, пережившей разрушения, смерть десятков тысяч людей и не нашедшей мира и справедливости и по сей день, считает сотрудник правозащитного общества «Мемориал» Усам Байсаев: «Строительство, развернувшееся в республике, для многих людей на Западе и в России является ширмой, за которой скрыты более важные проблемы. Из-за чего война начиналась? Как она велась? Что делать с теми людьми, которые исчезли? Что делать с теми, кто этих людей похитил, пытал, казнил, фабриковал уголовные дела и осуждал людей по несуществующим преступлениям, которые они якобы совершили? Все эти проблемы остаются в стороне. В принципе для очень многих людей там, на Западе, здесь, в России, складывается ощущение, что всего этого достаточно. Они сегодня готовы сказать: вот, республика восстанавливается, чего вы еще хотите? На самом-то деле многие жители республики хотят совсем другого - наказания тех, кто совершал преступления, создания таких условий, чтобы какой-нибудь очередной человек, которого надо продвинуть на пост, допустим, президента России, ради голосов на выборах не смог бы с такой легкостью развязать войну, обречь население целой республики на страдания. Вот эти проблемы сегодня, к сожалению, не решаются».