В Киргизии оппозиция начала акции протеста в регионах

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Кирилл Кобрин: В Киргизии оппозиция начала акции протеста в регионах. Движения "За реформы" и "Объединенный фронт за достойное будущее Кыргызстана" требуют отставки президента Курманбека Бакиева и проведения досрочных выборов.


О перспективах развития ситуации в Киргизии корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский побеседовал с московским историком, специалистом по политическим проблемам на постсоветском пространстве Артемом Улуняном. Эксперт считает, что кризис в отношениях законодательной и исполнительной власти, а как раз с этим столкнулись сейчас и Киргизия, и Украина, характерен для так называемых стран переходного периода.



Артем Улунян: Существует давно конфликт между парламентом и президентом. Более того, между отдельными политическими деятелями, которые хотели бы усилить свои позиции в киргизской политике, и президентом, который хотел бы сохранить за собой большое количество преимуществ и привилегий, имеется в виду президентского плана. И обсуждение новых вариантов Конституции все время велось именно в конфронтационном виде. Существовавший ранее тандем Кулов-Бакиев, в конечном счете, прекратил свое существование, именно это тоже повлияло на дестабилизацию положения в стране.


Создания тандема не являлся постоянным. Но мне хотелось бы отметить одно обстоятельство, а именно - высокую степень регионализации Кыргызстана. Поэтому упоминающиеся сейчас митинги на севере могут вызвать контрмитинги на юге и наоборот.



Максим Ярошевский: Какой-то может произойти раскол гипотетически юг, север?



Артем Улунян: Нет, я не думаю, что, конечно, Кыргызстан расколется. Более того, все эти разговоры о том, что те или иные государства СНГ будут раскалываться на свои составляющие, только исходя из того, что существуют противоречия между исполнительной и законодательной властью, скажем, как это говорили раньше в отношении Украины. Я склоняюсь больше к мысли о том, что как на севере, так и на юге есть и сторонники, и противники оппозиции и президента. Кстати сказать, сейчас речь идет не о северянах и южанах, а о принципах, на которых будет строиться власть и общество в Кыргызстане.



Максим Ярошевский: Так же вышли люди на митинг с требованием проведения реформ без Бакиева. А реформы с Бакиевым были ли?



Артем Улунян: Бакиев, придя к власти, не провел главную реформу. Он фактически, пытаясь сохранить мир в стране или видимость такового, не попытался закончить "тюльпановую революцию", в частности не провел реформы и в законодательной сфере, и не провел реформы по парламенту, имеется в виду, прежде всего, проведение новых парламентских выборов. Потому что предыдущий парламент и нынешний, то парламент фактически - это порождение Акаева. И, конечно же, реформы, которые при нем проводились или попытки их, они, так или иначе, вязли в личных амбициях, противоречиях, попытках сбалансировать с Куловым и так далее.



Максим Ярошевский: Реально ли в нынешних условиях создание коалиционного правительства? Есть ли кандидат на пост президента, кроме Бакиева?



Артем Улунян: В Объединенный гражданский фронт, в общем, входят разные политики, часть оппозиции не присоединилась к ним. Нет единой организации, мощной, которая бы могла выступить объединяющим началом для оппозиции. Что же касается кандидатов на пост президента, то основная борьба всегда велась и ведется и, наверное, какое-то время будет вестись между Куловым и Бакиев. Есть определенные основания полагать о существовании еще и третьего кандидата, которого, я не исключаю, может предложить тоже ОДКБ и ШОС в виду возможной дестабилизации ситуации в Кыргызстане. Роль внешних сил в данном случае достаточно велика. И согласятся ли на это киргизы, вот в чем вопрос.


Наверное, следует иметь в виду, что существует всего три варианта развития событий, которые имеют те или иные ответвления. Первое - это, конечно, сохранение власти за Бакиевым, попытки его договориться о создании тех или иных контрмитингов.


Второй вариант гораздо опаснее, он может заключаться в том, что недовольство может усилиться по всему Кыргызстану. Люди просто устанут от этого противостояния и потребуют ухода Бакиева и, может быть, даже роспуска парламента и создания коалиционного правительства, но уже исключительно из тех людей, кто участвовал в этих митингах.


Третий момент - это попытка внешних сил договориться с обеими сторонами, дабы не раскачивать ситуацию, и предложить некую кандидатуру.


Россия, прежде всего, заинтересована к ситуации в Кыргызстане в том смысле, что недопустить ее раскачивания.



Максим Ярошевский: Можно ли проводить какую-то параллель или как-то сравнивать нынешнюю ситуацию, которая сложилась в Киргизии, с ситуацией на Украине? Или это просто случайное совпадение?



Артем Улунян: Нет, это не случайное совпадение. Это продолжение постсоветского развития, фактически то же самое было в России, то же происходит на Украине, такая же ситуация была в Молдове, кстати, сказать. Не меньший пример нам дает и Грузия. Вообще, соотношение власти исполнительной и законодательной - это один из самых больных вопросов для посткоммунистического развития на постсоветском пространстве. Для Восточной Европы это более иная ситуация в силу того, что там существовали определенные традиции, политическая культура политического плюрализма и развитие политической системы.