История с продажей нацистской атрибутики в сети сувенирных магазинов Екатеринбурга получила продолжение. Месяц назад прокуратура обвинила владельца и продавцов магазина «Старый Солдат» в пропаганде нацизма и нарушении двух федеральных законов. Накануне суд рассмотрел апелляцию ответчика и направил дело на новое рассмотрение.
После рассмотрения своей апелляции Сергей Калясников вышел из здания суда в сопровождении своего защитника и представителя прокуратуры. Теперь у них общее дело - и со стороны эта команда смотрится именно так. Они даже поехали от здания суда на одной машине - каждый на свою работу. Эмоциональная риторика сошла на нет, но желание доказать, что нацизм не пропагандировал и светлое имя Победы не осквернял, у владельца сети сувенирных магазинов Сергея Калясникова не уменьшилось. «Когда вменяется пропаганда, то есть то, чего не было на самом деле и быть вообще не могло…Все продавцы сети - это солдаты, прошедшие "горячие точки", те, кто защищал и уже ушедший Советский Союз, и Россию в Чечне. Обвинять таких людей в пропаганде по меньшей мере неправильно», - говорит Калясников.
Предысторию громкого дела рассказывает старший прокурор Уральского окружного Управления Генеральной прокуратуры России Юрий Серебренников: «Жители города Екатеринбурга, ветераны Великой Отечественной войны были серьезно возмущены фактом открытой продажи предметов с нацистской символикой в крупнейших торговых центрах Екатеринбурга. Было принято решение провести проверку совместно с сотрудниками окружного главка МВД России. Действительно, совершенно открыто на прилавках, на всеобщее обозрение были выставлены экипировка и обмундирование солдат вермахта времен Гитлера. Налицо был факт грубого нарушения требований федеральных законов, в том числе закона "О противодействии проявлениям экстремизма" и закона "Об уковечении победы советского народа в Великой Отечественной войне"».
Месяц назад мировые суды двух районов Екатеринбурга приговорили двоих продавцов двух отделов сети «Старый Солдат» и ее владельца к максимально возможному наказанию - штрафам 10 минимальных размеров оплаты труда (или 1000 рублей) и конфискации запрещенного товара.
После рассмотрения апелляции обвинения не сняты, но и не оставлены в силе. Для Сергея Калясникова и коллег все началось снова: «Надо четко разделять, что пропаганда, что - нет. Вообще, формулировка закона сама по себе расплывчатая. Наша концепция - это сувениры военной тематики. Предмет дискуссии - это 20 позиций из 3 тысяч: каски, мундир, знаки различия среди прочего. Там были военно-исторические витрины, посвященные Второй мировой войне. Такие вещи приобретают, как правило, люди-коллекционеры. Потому что купить за 20 тысяч рублей ту же каску просто дорого».
Ассортимент этих самых военно-исторических витрин не был сбалансированным, отвечает на это старший прокурор Юрий Серебренников: «Были фуражки, нашивки, полный комплект обмундирования эсэсовского офицера. Если не ошибаюсь, форма гауптштурмфюрера - черная с рунами и серебряными нашивками. Фуражки с символами дивизии "Мертвая голова", также обнаружены многочисленные листовки, в которых содержались призывы к солдатам Красной армии сдаваться в плен и переходить на сторону гитлеровской Германии. Причем предметы обмундирования советской армии или войск союзников там не были представлены ни в каком виде».
Пока прокуроры упражняются в товароведении, а коммерсанты пробуют быть галеристами, а не экстремистами, защитник «Строго Солдата» Ирина Иванова на цену вопроса смотрит с юридической точки зрения: «С юридической точки зрения считаем, что состава правонарушения, которое было сформулировано таким образом, что запрещена пропаганда и демонстрация нацистской символики и атрибутики, считаем, что этого не было. Поскольку он, как директор коммерческой фирмы, преследовал в своей деятельности извлечение прибыли, а не демонстрацию и пропаганду нацистской символики. Плюс еще по делу были проведены экспертизы, которые противоречат закону, поскольку нас с ними не знакомили, не объясняли нам права. В связи с этим это все повлекло отмену постановления мирового судьи», - говорит юрист.
За прошедший со времени первого судебного заседания месяц дело «Старого Солдата» ушло с экранов местных телеканалов и первых газетных полос. Но теперь надолго обосновалось в официальных сводках пресс-службы Свердловского областного суда. Накануне там было совсем короткое сообщение: «Верх-Исетский районный суд отменил постановление мирового судьи по делу о пропаганде нацистской символики. Поводом для отмены послужило то, что суд первой инстанции недостаточно выяснил обстоятельства правонарушения».