К Пасхе в древнем соборе Святого Иоанна (Синт Ян) в городе Ден Босх открыли необычный витраж под названием «Страшный Суд». Автор витража – голландский художник по стеклу Марк Мюлдерс, чьи произведения украшают многие крупные соборы страны – включил в свое новое произведение изображение самолета, летящего навстречу обреченным нью-йоркским башням-близнецам. Оно сразу бросается в глаза, ведь до сих пор в витражах фигурировали только библейские сюжеты и изредка – знатные особы.
«Некоторые говорят, что получилось слишком модно, - говорит художник. - Но для меня это комплимент. В витраж включены семь фотографических отпечатков – в том числе снимок, сделанный в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Эти снимки отпечатаны на стекле, затем отретушированы специальной краской, после чего стекло дополнительно обжигается. Витраж представляет собой собрание символов Страшного Суда и разделен на “ад”, “рай” и “чистилище” . Рыба – это один из символов христианской веры. Бабочка – воскресение и обновление. Есть также павлин с неким монстром на хвосте – это символ зла как составной части каждого из нас. Есть еще лестница, символизирующая чудеса, сотворенные Христом. Однако я выделил еще и земной ад, отсюда – картины недавних событий. В общем, случайных элементов в витраже нет. Я горжусь тем, что получилось».
Местные СМИ задаются неудобным вопросом, не является ли использование изображения теракта 11 сентября в обустройстве собора своего рода атакой католической церкви на ислам. И почему бы художнику не изобразить в качестве ада на Земле циничные надписи у входа в фашистские лагеря смерти или даже фото располагавшегося неподалеку от Ден Босха лагеря Вюхт?
Но нет. Как пишет газета Brabants Dagblad, слишком часто все сводилось к изображению ангела с надписью «Мир на Земле». «Витраж – не атака на ислам, это атака на террор и на зло, которое, как писал покойный философ Жан Бодрийяр, возникло не извне, а внутри нас и нашего общества. Поэтому современная “ икона зла ” - изображение горящих нью-йоркских башен – и стала частью церковного витража о Страшном Суде, то есть о суде не над кем-то, а над нами».
«Терроризм стал темой моего творчества еще с 2001 года, - пишет Марк Мюлдерс в пояснении к своему произведению. - Внешний мир врезается в работу художника . Возьмите, например, “Гернику” Пикассо . Для меня это протест против убеждения некоторых верующих – будь то террористы, духовные или политические лидеры – что они смогут войти в рай с руками по локоть в крови».
В пасхальные праздники посмотреть на новый витраж собора Святого Иоанна в Ден Босхе пришло более двухсот посетителей. Как рассказала одна из прихожанок местному радио, «больше всего нравится, что такая богатая палитра. И еще символическая лестница наверх, которая проходит через весь витраж! Детали я пока не рассмотрела, но переходы розового, желтого, оранжевого, зеленого – это незабываемо. Конечно, внимание большинства сразу привлекает фотография теракта 11 сентября в левом нижнем углу, потому что все остальное – более абстрактно. Изображение теракта сразу узнают все».