Государство не торопится обуздать высокие зарплаты монополий

В области добычи энергоресурсов зарплаты выше общероссийских в в 2,4 раза, в секторе прокачки нефти - в 2,1 раза

Когда в конце прошлого года правительство принимало инвестиционные программы естественных монополий, глава Минфина Алексей Кудрин уже не в первый раз (предыдущую попытку он делал в 2005 году) выступил с предложением обязать монополистов при определении бюджета указывать темпы индексации заработной платы. Поскольку суммы, которые выплачивают сотрудникам в РАО «ЕЭС», РЖД, «Транснефти» и «Газпроме» растут значительно быстрее, чем в бюджетном секторе и в среднем по России. По словам министра финансов, рост зарплат в госкомпаниях можно было бы привязать к производительности труда. И это помогло бы сдерживать в стране инфляцию.


Однако спустя почти полгода в пресс-службе ведомства Радио Свобода рассказали, что никакие меры в этом направлении не вырабатываются. Не известно Минфину и о директивах правительства, направленных на контроль за ростом зарплат в монополиях.


Зарплаты высокие – производительность низкая


Средняя заработная плата в России в феврале 2007 года, говорится в материалах Федеральной службы государственной статистики, составила 11,6 тысяч рублей. В области ТЭК она превышает на январь 2007 года – 27,5 тысяч рублей - в 2,4 раза больше общероссийского уровня средней зарплаты. В секторе, в котором работает «Транснефть» – 24,0 тысяч рублей (в 2,1 раза). В сфере электроэнергетики – 18,1 тысячи рублей (159% к общероссийскому уровню). В сфере железнодорожного транспорта – 14,4 тысячи рублей (126%).


При этом производительность труда в некоторых естественных монополиях вовсе не растет. По данным Всемирного банка, например, на каждый доллар зарплаты российский рабочий производит в 2 раза меньше, чем индийский или китайский.


Повышение зарплат в естественных монополиях, которые насчитывают десятки тысяч сотрудников, влияют на динамику инфляции и макроэкономику страны в целом, считает директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Вопросы о зарплатах находятся в ведении госкомпаний, и они могли бы обратить свое внимание на этот вопрос. Внутренняя политика монополий приводит к макроэкономическим изменениям в масштабе страны и поэтому к таким вопросам как индексация зарплат надо относиться внимательно, прокомментировал он ситуацию автору этой статьи.


Решения о зарплатах зреют в советах директоров


Предложения Алексея Кудрина в конце прошлого года поддержал и глава правительства Михаил Фрадков. После того, как выслушал просьбу главы РЖД Владимира Якунина разрешить госкомпании «направлять на дополнительное увеличение фонда оплаты труда средства, полученные за счет сверхплановых объемов перевозок».


Глава правительства сказал, что рост зарплат в естественных монополиях должен быть подконтролен государству и даже унифицирован, притом что, конечно, для реализации такой задачи придется «обратить внимание на некоторые юридические моменты», иными словами, внести изменения в законодательство.


Решение о размере зарплат в «Транснефти», например, утверждает совет директоров компании. Притом стоит вспомнить, что этот совет кроме председателя правления монополии Семена Вайнштока сплошь состоит из представителей министерств, федеральных агентств и служб.


Представители государства, находящиеся в советах директоров монополий, могут донести позицию правительства по тем или иным вопросам, и могли бы обратить внимание монополий, что опережающий рост зарплат влияет на макроэкономическую ситуацию, считает Алексей Саватюгин. В пресс-службе Минфина при этом напомнили, что представители ведомства Кудрина не входят в советы директоров и другие управляющие органы государственных компаний реального сектора экономики.


Кроме растущих зарплат работников монополий существуют и премии и бонусы их топ-менеджеров. У РАО «ЕЭС России», например, эти бонусы зависят от доходности активов энергохолдинга и выплаченных дивидендов. В 2005 году члены правления РАО получили 36,2 миллиона рублей в виде зарплаты, а в виде премий – больше 219 миллионов рублей.


Руководство «Газпрома» в декабре 2006 года предложило совету директоров обсудить вопрос о материальном поощрении топ-менеджеров монополии. На опционную программу они попросили выделить 0,02% акций концерна стоимостью 55 миллионов долларов, а на бонусы по итогам 2006 года - 18 миллионов долларов. Совет директоров принял предложение. Для сравнения по итогам прошлого года компания собиралась выплатить своим сотрудникам совокупно 18,2 миллиона долларов.


На инфляцию влияют не только тарифы монополий


О том, как именно внутренняя политика естественных монополий влияет на макроэкономику страны Радио Свобода рассказал генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян:
- Безусловно, внутренняя политика в естественных монополиях оказывает заметное влияние на макроэкономическое развитие страны. Естественные монополии являются покупателями порядка 10% производимой в стране промышленной продукции. Более того, сами компании-монополисты зачастую выступают крупнейшими потребителями ряда продукции, а иногда и его единственными покупателями. Расходы монополий ограничены доходной частью, то есть уровнем тарифов. (Это в меньшей степени относится к «Газпрому»). Поэтому государство каждый раз решает сложную задачу: с одной стороны, необходимо увеличить доходную часть монополий, то есть поднять тариф (в первую очередь, на обновление и модернизацию оборудования и инфраструктуры), с другой стороны, сильный рост тарифов «раскручивает» инфляцию. Государству приходится придерживаться золотой середины, чтобы и монополии могли развиваться, и инфляция сдерживалась. Таким образом, тарифы влияют и на монополии, и на макроэкономику страны, выступая глобальным инструментом государственного регулирования, а внутренняя политика естественных монополий – более тонкий инструмент, который может дать бо?льший эффект для макроэкономики.


В руководстве монополий есть, кому напомнить о позиции государства:


Первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев является председателем совета директоров «Газпрома», другой заместитель Михаила Фрадкова, Александр Жуков - председателем совета директоров РЖД. Более всего обязанностей в монополиях у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Он - председатель совета директоров «Транснефти», входит в совет директоров «Газпрома», в совет директоров РЖД и в совет директоров РАО «ЕЭС России». Министр экономического развития и торговли Герман Греф входит в совет директоров «Газпрома» и совет директоров РАО «ЕЭС России».