Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин заявил, что готов рассмотреть жалобы граждан, пострадавших во время акций протеста в Москве и Санкт-Петербурге в минувшие выходные. «То, что я наблюдал на экране телевизора, создало у меня впечатление о серьезном превышении некоторыми представителями правоохранительных органов своих обязанностей. Я буду готов внимательно рассмотреть жалобы пострадавших и, если сочту их обоснованными, настоятельно просить Генпрокуратуру возбудить уголовные дела, которые будут поддержаны мною в судах. Я видел, что на улицах пролилась кровь. К счастью, не было необратимых инцидентов. Во время массовых акций правоохранительные органы должны обеспечивать мирный и безопасный характер митингов и шествий, и они не должны действовать в ущерб жизни и здоровью граждан, как участников акции, так и прохожих», - сказал Владимир Лукин. Российский омбудсмен еще раз повторил и то, о чем неоднократно заявляли сами организаторы «Марша несогласных»: «Запрет властей на проведение шествий неконституционен. Конституция ясно говорит: граждане России имеют право собираться мирно, без оружия и участвовать в митингах и шествиях, а не только в митингах, как утверждают некоторые представители власти. Механизм этих манифестаций не разрешительный, как опять же утверждают некоторые представители региональных властей, а уведомительный».
Факты минувших дней таковы: сотни задержанных демонстрантов, десятки избитых и пострадавших. Причем особой жестокостью действия милиции и ОМОНа отличались именно в Санкт-Петербурге, где собравшиеся даже не пытались нарушить запрет и пройти маршем по Невскому проспекту, как это было во время прошлой акции протеста 3 марта.
Несмотря на беспрецедентные меры, принятые властями для срыва «Марша несогласных», включая изъятие части тиражей газет с оповещением об акции, угрозу приостановить деятельность «Яблока» и Объединенного гражданского фронта, акция все же состоялась. И хотя ближайшие станции метро были закрыты, а все подходы к Пионерской площади затруднены, на нее пришло от двух до трех тысяч человек. Двойные и тройные кордоны тяжело техники и ОМОНа помешали, собственно, маршу, а когда люди направились к метро, ОМОН стал их избивать. Было задержано около 120 человек, в основном активисты. Несколько пострадавших оказались в больнице.
К вечеру большинство задержанных организаторов Марша были отпущены, но некоторые из них до сих пор находятся в милиции, говорит лидер петербургской организации Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова, которую задержали еще до начала акции: «Я уверена, что одной из новых тактик властей будет попытка каким-то образом блокировать организаторов массовых мероприятий, для того чтобы иметь формальный повод не дать начать проводить даже согласованное мероприятие».
Ольге Курносовой и лидеру питерских нацболов Андрею Дмитриеву придется заплатить по тысяче рублей штрафа. Суд над Эдуардом Лимоновым перенесен на 26 апреля, он обвиняется в организации несанкционированного шествия от ТЮЗа до Витебского вокзала, хотя в это время его уже там не было.
«Здравый смысл в такой ситуации вообще не имеет никакого отношения к действительности. То есть были команды, и те люди, которые отдали приказ на вчерашние действия ОМОНу, они просто совершают преступление против собственного народа и должны предстать перед судом.
Среди задержанных в милиции находятся люди, которым вменяются статьи, предполагающие возможность административного ареста, и, соответственно, их могут держать до 48 часов даже до суда. Нашим московским коллегам вменяют мелкое хулиганство. Андрея Седельникова, пока перевозили из одного отделения милиции в другое, он попал куда-то на окраину города и успел несколько раз поматериться. Он не знает, где это место находится», - говорит
Ольга Курносова.
Активистами ОГФ было подготовлено обращение в Конституционный суд, с требованием о том, чтобы действия властей по разгону митинга были признаны антиконституционными.