Депутаты проанализируют поведение милиции во время «Марша несогласных»

Независимый депутат Владимир Рыжков предложил провести парламентское расследование по фактам избиений людей во время оппозиционных акций в минувшие выходные

Государственная дума намерена сформировать рабочую группу для анализа действий милиции и ОМОН в ходе проведения в Москве и Петербурге «Маршей несогласных». При этом депутаты не поддержали инициативу своего коллеги Владимира Рыжкова о проведении парламентского расследования по фактам избиения людей. Российские правозащитники сегодня высказались за изменение и конкретизацию положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».


Независимый депутат Владимир Рыжков предложил провести парламентское расследование по фактам избиений людей во время оппозиционных акций в минувшие выходные: «Я считаю, что если мы являемся парламентом, мы не можем пройти мимо массового избиения граждан в Москве и в Петербурге, массовых арестов случайных прохожих, избиений и арестов журналистов, и массового нарушения закона о милиции, Конституции Российской Федерации и прочего российского законодательства. В этой связи предлагаю сегодня дать поручение Комитету Государственной думы по конституционному законодательству в течение недели подготовить проект постановления о начале процедуры парламентского расследования, в ходе которой мы должны установить всю картину произошедшего, установить виновных должностных лиц за массовые нарушения прав человека и российского законодательства, а также внести необходимые уточнения в российское законодательство и правоприменительную практику по проведению конституционно гарантированных всем нам митингов, шествий, демонстраций».


Однако Госдума решила ограничиться лишь созданием рабочей группы.


Сегодня правозащитники провели в Москве заседание круглого стола по теме «Реализация конституционного права граждан России на проведение митингов, собраний и демонстраций». Глава Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин отметил, что положения федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» неконкретны, а это позволяет властям их трактовать по-разному.


«В моем понимании право граждан собираться мирно и без оружия является альтернативой правовой тому праву, которое за гражданами признает в своей преамбуле Всеобщая декларация прав человека. Там говорится о том, что власти должны вести себя с гражданами так, что последним способом защиты своих прав и законных интересов для граждан страны не являлась такая форма, как восстание. И конечно, я думаю, что здесь нет, наверное, в этой аудитории тех, кто являются приверженцами восстания, кто хотел бы, чтобы в нашей стране это крайнее право граждан было реализовано. Насколько удастся избежать нашей стране каких-то силовых путей развития страны, во многом зависит, в первую очередь зависит реализация конституционных прав и одного из самых главных конституционных прав - права собираться мирно и без оружия. К сожалению, закон содержит очень много норм, которые являются нормами многозначными, которые можно толковать самым различным образом», - сказал Андрей Бабушкин.


Глава «Ассоциации гуманизации правоохранительных органов» Валерий Габисов считает, что одними предложениями по изменению федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» трудно повлиять на ситуацию в России в области защиты прав человека: «Мне интересно, почему нарушаются общепринятые нормы мирового правопорядка, права, юриспруденции, почему нарушается наша Конституция. В 2004 году, когда вот этот закон был принят, интересная такая вещь произошла: ровно через четыре дня, как только его Государственная Дума приняла, Совет Федерации быстро его утвердил, и под этим законом стоит подпись выдающегося правозащитника современности, автора многих социальных технологий, гаранта Конституции Российской Федерации Путина Владимира Владимировича. Кстати, обратите внимание, он до сих пор опять молчит, что произошло, никаких высказываний нигде особых вы не услышите. И если вам не дают выходить на улицы и выражать свое мнение, предварительно записав это за 10 или 12 дней в Конституцию, то никакой демократии нет. И надо уже что-то думать, надо придумывать технологии. Надо не говорить и забалтывать их, красиво рассказывать о том, как мы знаем применение этого закона, что творится на улицах - это знают миллионы людей, а нам надо уже принимать конкретные решения, что дальше делать, что будет дальше с судьбами России».