«Бакиев не отдаст власть, как Акаев. Солдаты будут стрелять»

Соперничество разных кланов еще долго будет определять политическую ситуацию в Киргизии, полагают эксперты

При разгоне бессрочного митинга оппозиции в центре Бишкека пострадали 15 сотрудников милиции, сообщил министр внутренних дел Киргизии Болот Ногойбаев. По его словам, милиция применила силу в ответ на противоправные действия оппозиционеров. Сегодня следователи госкомитета национальной безопасности в сопровождении спецназа МВД пытались доставить в Бишкек экс-премьера Феликса Кулова, предположительно находящегося в родном селе Байтик. Он проходит как свидетель по уголовному делу о вчерашних массовых беспорядках в столице Киргизии.


«Интерфакс» сообщает, что три автобуса со спецназовцами уже покинули Байтик. Однако пока нет информации, отправился Кулов на допрос в ГКНБ или остается в родном селе, и был ли он при этом допрошен следователями на месте.


Тем временем глава республиканского МВД сообщил сегодня на брифинге, что участники митинга оппозиции, приехавшие в Бишкек из регионов, разъехались по домам. Накануне, по словам Болота Ногойбаева, толпа повредила 18 машин милиции, в основном машины ГАИ. «Сотрудники правоохранительных органов Бишкека находятся на казарменном положении, но уже сегодня будут переведены на усиленный режим несения службы», - добавил глава МВД, заверив, что милиция не допустит дестабилизации обстановки.


Сегодня парламент обсудил события 19 апреля. Выступавший перед депутатами генеральный прокурор Эльмурза Сатыбалдиев заявил о правомерности действий милиции: «Мы, прокуратура республики, установили, что действия силовых структур были в рамках закона. Это было спровоцировано действиями самих митингующих». Оппозиционные депутаты, выступившие организаторами митинга, с мнением прокурора не согласны: «Милиция неадекватно жестоко, цинично обошлась с митингующими, вы все это видели», - говорит депутат Кубатбек Байболов.


Организаторы митинга, не имеющие депутатской неприкосновенности, были вызваны сегодня на допрос в комитет национальной безопасности. Глава комитета Мурат Суталинов сообщил, что повестки членам Объединенного оппозиционного фронта начали развозить в шесть утра. Кроме того, были арестованы тиражи оппозиционных газет и произведены обыски в офисах оппозиционных партий и объединений, имеющих отношение к организации митинга.


Депутаты-центристы критиковали действия организаторов митинга, обвинив их в безответственности. «Раз уж организовали [митинг], то организаторам надо было стоять впереди, - говорит депутат парламента Рашид Тагаев. - Вечером не было ни одного организатора. Напоили и пустили – разбирайся, милиция. Хорошо, что милиция вышла с прекрасным достоинством». По итогам заседания депутаты приняли постановление. В нем, в частности, значится пункт о взыскании с организаторов митинга ущерба, нанесенного митингующими, и привлечении организаторов митинга к ответственности.


О том, что могло вывести массы людей на многодневные митинги протеста в центр Бишкека, рассуждает президент Фонда поддержки востоковедческих исследований, профессор МГИМО Сергей Лузянин: «Те, кто выступает против власти, переживают крах иллюзий. Ведь эти же люди смещали в свое время Акаева и поддерживали Бакиева. За два года они страшно во всем разочаровались, потому что намного ухудшилась ситуация во всех сферах: экономической, политической, криминальной. Второе, что здесь присутствует - клановая борьбы и дележ портфелей, то есть то, что всегда было, есть, и, к сожалению, будет. За выходящим на митинг оппозиционером стоят 100-150 человек его клана, его общины, и эти люди уже борются не ради социальной справедливости. Они знают, что их человек, возможно, займет в правительстве какое-то место и, понятно, что будут преференции и прочее. Но есть, конечно, и общее социальное недовольство, накопившееся за последние два года».


По мнению доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Артема Улуняна, силы киргизской оппозиции раздроблены, несмотря на то, что ее лидеры заявляют о единстве. «После разгона митинга руководство оппозиционных сил, прежде всего, конечно, в лице Кулова, будет задаваться вопросом: какие теперь действия следует предпринимать. Силовое противостояние власти наверняка вынудит власть тоже применить силу, но уже в других совершенно пропорциях и масштабах: основной лозунг так называемой "радикальной оппозиции" о смещении Бакиева, конечно, будет неприемлем».


Кроме того, считает Артем Улунян, надо иметь в виду второй сценарий – личное участие нынешнего премьер-министра и президента в том, чтобы как-либо умиротворить ситуацию и добиться в парламенте такого соотношения сил, которое позволит им, объяснив происходящее действиями радикалов или, как говорят англичане, хедлайнеров, сторонников жесткой линии, представить нынешний вариант конституции как наиболее приемлемый.


«Есть еще третий аспект – внешний, - продолжает ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории. - Наверное, он представляет наибольший интерес в силу известных связей Киргизии и с Россией, и с евроатлантическим сообществом, ну и, разумеется, с центрально-азиатским регионом. В случае развития ситуации по силовому варианту в Киргизии не исключено участие сил организации ОДКБ и даже Шанхайской организации в разрешении этого кризиса. Хотя, как известно, в одном из своих интервью Бакиев сказал, что он бы не хотел, чтобы кто-либо участвовал в этом, и, более того, он сказал, что мы, в общем, можем решать эту проблему без России».


Наиболее приемлемым выходом в целом для страны эксперты до вчерашнего дня называли компромисс между властью и оппозицией. Однако этого не произошло. И все же не все эксперты полагают, что применение силы против митингующих может обернуться серьёзными последствиями для Киргизии. «Часть правды в этой позиции действительно есть. Участники нынешних волнений невольно копируют события киргизской тюльпановой революции марта 2005 года: как и тогда, оппозиция борется с властью, с действующим президентом и его администрацией. Но дело в том, что в 2005 году это произошло относительно безболезненно, исключая последующие погромы. Смена была быстрая и легкая: Акаев убежал, прошло два дня - все стало ясно. Сегодня так не произойдет. Нынешний президент Бакиев, как Акаев в свое время, власть не отдаст, и, конечно, его люди, его охрана, его службы будут стрелять. Понятно, что здесь виноваты две стороны - и провокаторы со стороны оппозиции, и люди, которые охраняют и защищают власть, и они тоже, видимо, там спровоцировали. Но в любом случае второй раз легкая история смены режима не повторится. Кроме того, совершенно очевидно, что людские ресурсы оппозиционеров истощаются. Они ведь все время говорят о семи тысячах, 10 тысячах, на самом деле их меньше. Киргизия - страна небольшая, все-таки там тоже есть предел революционного энтузиазма. Хотя факт, что в ходе физических столкновений пострадали люди, будет работать на обострение. Видимо, Бакиев будет до конца занимать жесткую позицию, вплоть до силовых мер воздействия, и я не исключаю, что и Кулов, и Текебаев как лидеры оппозиции будут преследоваться в уголовном порядке, а если будет какой-то штурм, то солдаты и милиция будут стрелять, это совершенно очевидно. Но я надеюсь, что до этого все-таки не дойдет, и лидеры оппозиции найдут компромисс с Бакиеым в возможном политическом торге».