Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.
Андрей Шароградский: Вице-президент Российской академии наук академик Жорес Алферов резко критикует предложенный правительством России проект нового академического устава академии.
Татьяна Вольтская: Общее собрание Академии наук отвергло предложенный чиновниками из Министерства образования и науки модельный проект академического устава. По этому уставу решать, какие исследования нужны в фундаментальной науке, а какие нет, вместо самих ученых будет наблюдательный совет из менеджеров Министерства образования и науки. Сегодня любят повторять, что экономика страны должна основываться на высоких технологиях, следовательно, возрастает роль науки. А значит, нужно сберечь самостоятельность организации, которая столько лет даже в нынешних тяжелейших условиях сохраняла научный потенциал, - считает академик Жорес Алферов.
Жорес Алферов: Я на общем собрании Академии наук употребил очень сильное выражение. Основным глашатаем вот этой всей линии от НИИ обрнауки был господин Ливанов. Я сказал, что ливановщина - это то же самое, что лысенковщина. Лысенко и его, так сказать, «это самое» объявили партии и правительству, что они на основе мичуринской биологии могут накормить страну, а вот генетика этого не дает, и поэтому те, кто против нас, они против того, чтобы накормить страну. Вот Ливанов и компания говорят правительству, что вот этой реформой - наблюдательными советами и прочими - они создадут эффективную науку. Но это чушь собачья, эти реформы никакого отношения к науке не имеют. И в этом отношении Ливанов - аналог Лысенко. Он, конечно, намного слабее. Лысенко - жулик, бандит, но он был, безусловно, талантливый биолог. А Ливанов - он нуль вообще в науке и в физике. Но способ, подход тот же. Какой может быть наблюдательный совет в Академии наук, простите? В акционерном обществе - вводите. А нам зачем это нужно? Теперь, их этот модельный устав. Там же ничего нет в том, что касается науки, там единственный вопрос, который волнует, - управление имуществом, которое находится в распоряжении Академии наук.
Татьяна Вольтская: Но есть ученые, считающие, что Академия наук себя изжила. Может быть, они в чем-то правы?
Жорес Алферов: Академия наук, конечно, должна меняться. Должны возникать определенные симбиозы с университетами. Но эти изменения не есть ликвидация академии наук и передача неизвестно кому, а есть процесс. Вот это и нужно понимать. Есть рейтинги университетов мировые, в первой сотне был, не знаю, остался ли, МГУ на 67-м месте, по-моему, Петербургский университет - на 357-м. Есть рейтинг научных организаций, где на первом месте стоит Institute of Health , это академия медицинских наук США. Российская первая научная организация, которая там встречается, на 74-м месте - Siberian branch of the Academy of Sciences , сибирское отделение. Вся Российская академия наук - на 113-м. Там можно спорить, все прочее, но сибирское отделение не зря попало, потому что сибирское отделение при организации уже представляло собой определенные изменения в структуре академии. Это был Академгородок, кампус очень мощного американского университета, система научных центров академических институтов, Новосибирский университет, физматшкола. Все это живо и работает. Я думаю, что сибирское отделение не зря на 30 позиций выше всей Российской академии. Поэтому я говорю: это процесс. Не зря мы, скажем, создали у нас лицей, академический университет создаем только с аспирантурой и чуть-чуть магистратурой. Нужно отвечать на запросы реальные, которые происходят, нельзя уничтожить Академию наук, она должна меняться в соответствии с запросами, она должна меняться и в интеграции с образованием, иногда можно отдать и университетам наши лаборатории, это процесс, по которому можно и должно идти. Но нужно знать, как идти.
Татьяна Вольтская: К идее назначения ректоров Жорес Алферов тоже относится отрицательно.
Жорес Алферов: Я вообще отношусь к вертикали власти в системе и образования, и науки отрицательно. Выборы должны быть. Они показывают лидеру отношение к нему, назначение сверху - это крайне опасная вещь. Вертикаль власти ни науке, ни образованию не годится.
Татьяна Вольтская: Даже в советские годы не был лишен звания опальный академик Сахаров, ведь Академия наук со времен Ломоносова была самостоятельной. Сегодня она должна быть независимой общественной организацией - как это принято в любой уважающей себя стране, - считает Жорес Алферов.