Соединенные Штаты активизировали усилия по дипломатическому обеспечению развертывания в Европе элементов своей системы ПРО. Глава агентства США по противоракетной обороне сегодня проводит переговоры с ведущими политиками Чехии, а министр обороны Роберт Гейтс посещает Москву.
Предыстория визита Роберта Гейтса в Москву восходит к февралю этого года, когда на международной конференции по проблемам безопасности в Мюнхене президент России Владимир Путин резко раскритиковал то, что он назвал стремлением США к мировому доминированию. Глава Пентагона в ответ посетовал, что в речи российского президента, который, как и он, прежде работал в разведке, ясно слышны отголоски «холодной войны». «Реальный мир, в котором мы живем, стал другим и намного более сложным, чем 20 или 30 лет назад. Все мы сталкиваемся с множеством общих проблем, которые надо решать в партнерстве с другими странами, включая Россию. По этой причине я принял приглашение президента Путина и министра обороны Иванова посетить Россию. Одной “ холодной войны ” нам более чем достаточно», - отмечает шеф Пентагона.
Ожидается, что одним из центральных вопросов консультаций Роберта Гейтса с его российским коллегой Анатолием Сердюковым и другими членами российского руководства в понедельник станет намерение Соединенных Штатов укрепить «антиракетный зонтик» в Европе. Вашингтон планирует разместить в двух восточно-европейских странах - членах НАТО дополнительные элементы системы американской противоракетной обороны. Россия утверждает, что близость указанных объектов к ее границам будет угрожать ее безопасности, и намекает на возможные ответные меры со своей стороны.
Многие американские наблюдатели в этой связи полагают, что возражения России против размещения антиракетных объектов в Чехии и Польше вызваны скорее ощущением утерянного престижа великой страны и обидой на принятие Соединенными Штатами этого решения без консультаций с российской стороной. Чтобы развеять это впечатление, Вашингтон готов пойти на встречные шаги. Так, директор агентства по противоракетной обороне генерал Генри Оберинг заявил, что будет готов допустить российских представителей объекты на объекты в Восточной Европе (когда начнется их строительство), дабы убедить их в сугубо оборонительном характере программы.
Примечательно, что сам российский генералитет не демонстрирует постоянства позиций по этому скандальному вопросу. Так, главком ВВС России Владимир Михайлов выразил убеждение, что американские антиракеты в Польше не будут угрожать России, являясь единицами стационарного базирования. Однако по мнению американского военного эксперта вице-президента Лексингтонского института Дэниела Гурэ, на самом деле возможности для сближения позиций ограничены:
- Не знаю, осталось ли у Белого дома еще что-либо, что можно предложить Кремлю. В действительности администрация уже пошла очень далеко в попытках расширить сотрудничество с Россией в самых разных областях. Это и борьба с террором, это и сотрудничество в рамках НАТО, это и приглашение к кооперации в области противоракетной обороны. На таком фоне прямолинейная оппозиция России всему, что предлагают США играет не в пользу Москвы. Ее поведение выглядит одиозным. Интересный факт: несмотря на ее попытки разжечь антиракетные настроения в Европе, спровоцировать трения внутри НАТО, ничего заметного не произошло. В отличие от времен «холодной войны», когда существовала мощное европейское движение против американских ракет в Европе, антиракетные планы США были встречены, по большому счету, со сдержанным интересом, в том числе, и европейским общественным мнением. Это любопытная перемена.
В последние дни из Москвы прозвучал и такой неожиданный аргумент. «Мы не хотим тратить время на сотрудничество в осуществлении иллюзорных проектов», - отметил первый вице-премьер России Сергей Иванов. Эксперт РС полагает, что системы защиты от баллистических ракет уже доказывают свою эффективность:
- Мы только-только начинаем установку таких систем. Пока приблизительно 59% испытаний ракет-перехватчиков того типа, который планируется разместить в Восточной Европе, завершились успехом. Эти ракеты выполняют самое трудное – уничтожение межконтинентальных ракет, находящихся в космосе. Эксперименты с ракетами морского базирования были успешны в 80% случаев. Если нам необходимо, образно говоря, сбить пулей пулю, то есть ракету, которая не использует специальных отвлекающих средств, то при наличии современных радаров и уже существующих ракет-перехватчиков это сравнительно простая задача.
Стоимость строительства европейской части системы ПРО США в течение ближайших пяти лет оценивается в 1,6 млрд. долларов.