Мэрия Москвы игнорирует права армянских беженцев

В Москве проживает примерно 500 армянских беженцев и вынужденных переселенцев из Азербайджана. Практически все они не имеют собственного жилья

Армянские беженцы вновь выступили с требованием решить проблему их проживания в Москве. По словам руководителя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, люди, вынужденно переехавшие в Россию после бакинских погромов 1990-х годов, фактически лишены возможности получить здесь жилье и прописку. В этом году им отказано и в регистрации по месту пребывания. Обращения правозащитников в мэрию Москвы, которая раньше предоставляла это право переселенцам и беженцам, результатов не принесли.


Джульетта Ашотова, живущая с семьей в Москве с 1988 года, вот уже почти семь лет вместе не имеет собственного угла, живет у знакомых. По судебному решению их выселили из гостиницы, где они проживали после вынужденного переезда из Азербайджана. После смены собственника новый владелец гостиницы через суд потребовал освободить комнату. При этом вещи, которые оставались у Ашотовых после выселения из их номера, пропали.


«Это как бы второй геноцид. Заново все приобретаем, потому что нас полностью ограбили. У нас украли и документы, - кроме паспорта, и полис, и диплом, и трудовая книжка в гостинице были. Они все украли у нас. С деньгами невозможно бороться, потому что нас предупредили: вы не рыпайтесь - мы всех и все купили. Мы в одном из судов (Бутырский суд) столкнулись с этим. Они знают, что получили свое. Главное, судья вынесла решение - нас оттуда выселить, а сама ушла. Даже не знаем, где она», - говорит Джульетта Ашотова.


Такая участь постигла многие армянские семьи вынужденных переселенцев из Азербайджана. Под давлением правозащитников и общественности новые собственники общежитий и гостиниц прекратили попытки выселения. Однако с начала этого года у армянских беженцев появилась новая проблема. Теперь им отказано в регистрации по месту проживания. Миграционные службы без согласия владельцев гостиниц и общежитий людей просто не регистрируют. До этого проблему регистрации решало распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова. По сути, оно давало бакинским беженцам право на пенсию, медицинское обслуживание, работу и учебу. В этом году власти столицы такой документ не приняли. На обращения правозащитников из мэрии следуют примерно одинаковые ответы - вопрос рассматривается. В Управлении Федеральной миграционной службы по Москве комментировать действия, а точнее, бездействие мэрии Москвы отказались.


Руководитель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина так объясняет отказ властей от решения жилищной проблемы вынужденных переселенцев: «Мне кажется, что, во-первых, эта вязкость всей нашей политики. Потому что проблемы не решаются. Это же не единственная проблема, которая не решается. Вместо того, чтобы решать проблему, говорят, что все - ее больше нет. И считается, что на этом дело и закончено, а дальше все рассосется само. Это такая неопределенность в решении всех проблем, с одной стороны. С другой стороны, это принципиальная позиция Москвы. Мы своей земли не отдадим ни пяди – это москвичи, а эти понаехали, чужие, это гости. Но посмотрите на этих людей! Это люди с родным русским языком! Это никак не чужие нам люди. От гуманизма не осталось ничего. То есть Москва считает, что ее положение столицы - это особое положение, и она не несет никакой нагрузки как субъект Федерации. Эта позиция возведена в принцип отношения к этим людям».


По словам Светланы Ганнушкиной, в других регионах проблемы этой категории граждан давно решены. На сегодняшний день в Москве проживает примерно 500 армянских беженцев и вынужденных переселенцев из Азербайджана. Практически все они не имеют собственного жилья. Между тем правовых оснований в отказе регистрации по месту жительства нет, уверен адвокат Евгений Бобров:


- Все ссылки на особый статус Москвы, на собственные правила регистрации абсолютно не состоятельны. Потому что у этих людей место жительства - гостиница, если они туда вселены по иным обстоятельствам и при других обстоятельствах, чем обычные гостиничные постояльцы, то, само собой разумеется, что они должны быть там зарегистрированы. И режим их жилого помещения в гостинице полностью подчиняется тому, что в Жилищном кодексе называется "социальный найм", то есть обычное жилье, которое занимают москвичи. И вот в 1990 году третьих лиц вселяли и в казармы, от этого они не становились военнослужащими, вселяли также в пионерлагеря, от этого не становились пионерами. И здесь они не стали гостиничными временными постояльцами. Я даже не знаю, на что чиновничество рассчитывает. Может быть, ждут, что люди умрут и можно после этого использовать помещения по назначению?! Это просто абсурд.


- Мне кажется, необходимо пойти в паспортно-визовое управление бывшее УФМС по Москве, написать заявление, через неделю туда заявиться за документами о регистрации. Если они эти документы не выдадут, пускай дадут любой законный ответ. Пускай любой уважаемый юрист прочтет этот ответ и посмотрит, есть ли правовые основания для отказа в регистрации хотя бы одного человека из этой категории, который подал заявление, который имеет паспорт или нет. Если таких оснований нет, то надо стоять до конца, пока люди не получат регистрацию по месту жительства. Ни о какой временной регистрации, я считаю, и речи идти не может. Как раз в этой ситуации, которая сейчас сложилась, когда нет этих подметных распоряжений мэра Москвы, эту проблему и возможно так решить.


Вынужденные переселенцы и беженцы решили последовать совету г-на Боброва. После майских праздников они намерены отправиться с заявлениями в паспортно-визовое управление на Большой Ордынке. Покинуть здание службы представители армянской диаспоры обещают лишь тогда, когда проблема регистрации и обеспечения их жильем будет решена.