Санкт-Петербург почтит память Бориса Ельцина

Организаторы подчеркивают, что никаких политических лозунгов звучать не будет, это именно дань памяти, во время которой люди собираются вспомнить о событиях, связанных с именем Бориса Ельцина, помолчать, зажечь свечи и тихо разойтись

Сегодня, в день похорон Бориса Ельцина, в Петербурге пройдет траурный митинг памяти первого президента России. Его организаторами выступили петербургские правозащитники и бывшие соратники Бориса Ельцина.


Акция памяти Бориса Ельцина должна пройти сегодня в 18 часов на площади Сахарова. Организаторы подчеркивают, что никаких политических лозунгов звучать не будет, это именно дань памяти, во время которой люди собираются вспомнить о событиях, связанных с именем Бориса Ельцина, помолчать, зажечь свечи и тихо разойтись.


Говорит заместитель председателя общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин: «Очень хотелось бы, чтобы этот митинг не был митингом памяти демократии. Вклад Ельцина в развитие демократии в России переоценить трудно. Ясно, что при этом пути наделано много ошибок, но никто не знал, как выводить страну из коммунистического тоталитарного прошлого к демократии. Эти ошибки должны быть ему прощены. Там соберутся люди, которые считают, что Ельцин сделал для России главное: он показал, что Россия тоже может быть демократической страной, и попытался вести ее по демократическому пути так, как он мог. Это беспрецедентный, вообще говоря, путь был».


На акции памяти будет только портрет Бориса Ельцина, свечи и воспоминания, - говорит руководитель Фонда Галины Старовойтовой Ольга Старовойтова: «Это был великий человек. Сейчас много слышно критики и прочего, но масштаб личности таков, что, видимо, должно пройти время. Судьба реформаторов всегда трагична. Это безумно тяжело, но это великая роль, которая ему выпала в истории, и в основном он с ней справился».


Сестра Ольги Старовойтовой, Галина Старовойтова, была советником первого президента России, работала с ним вместе на Первом съезде народных депутатов.


«Два примера, совершенно разноплановых. Первый пример - лето, июль, жара, она советник президента, он должен ехать в Татарстан. Ситуация очень тяжелая, ведь тогда, многие подзабыли, что не только Чечня, но и Татария не подписали новый федеративный договор. Он ее часто вызывал, советовался, она говорила ему, что нужно зайти и в мечеть, нельзя дамам руки целовать - масса вещей, которые она ему могла сказать именно как специалист. И вот она входит к нему в кабинет, 30 с чем-то градусов жары, он в белой рубашке с короткими рукавами, вскакивает и надевает пиджак. Она говорит: "Что вы, Борис Николаевич". Он говорит: "Нет-нет, я иначе не могу". Совсем другой пример, более тяжелый для нашей семьи, когда Галина была уволена с должности советника по национальным вопросам, он не поговорил с ней, она получила этот указ об ее увольнении с общей почтой. И буквально через два дня она дает какое-то интервью на телевидении, и ее спрашивают: "Грязная ли вещь политика?" Она отвечает, как обычно, что любое дело можно сделать грязным, это зависит от того, руки грязные или нет, и ее спрашивают: "А кто же политик такой чистый, не грязный?" И она сказала: "Сахаров, Вацлав Гавел". Минутку подумала и сказала: "Борис Ельцин". Прошло столько лет, скоро 20, и это, конечно, для нашей семьи, для наших друзей, многих из нашего поколения такая ностальгическая вещь.


Может быть, это было лучшее время для таких, как я. Для широких масс время оценки не пришло, а для меня вопросов нет, это абсолютно великий политик, необычайно великий человек, которому досталась безумно трудная роль, поэтому без ошибок пройти ее было невозможно. Сидя дома перед телевизором, легко рассуждать о чьих-то ошибках. А кто-нибудь пробовал - руководить хоть чем-нибудь безумно тяжело. А руководить огромной страной в переходный период - это только трагическая может быть роль. Я убеждена, что и сердце свое он подорвал именно из-за того, что переживал за людей. Это был живой человек, который переживал за то, правильно ли он поступает», - рассказывает Ольга Старовойтова.


О Борисе Ельцине вспоминает артист Олег Басилашвили: «Борис Николаевич, несомненно, был крупнейшей политической фигурой в мировом масштабе. Этот человек сделал невозможное, казалось бы: страну, столетиями считавшую себя тоталитарной, самодержавной державой, в которой почти никогда не было отменено крепостное право (я считаю, что колхозная система - это даже похуже крепостного права), все-таки сумел эту страну вывернуть наизнанку и направить ее в направлении цивилизованных, развивающихся государств. Это главное, что сделал Борис Николаевич Ельцин. Говорят, что с уходом Ельцина закончилась его эпоха. Я думаю, что это не совсем так. Я думаю, что воздух свободы, который заставил Борис Николаевича Ельцин нас вдохнуть, мы опьянились им первые несколько лет нашей революции, все-таки этот воздух из нас еще не выветрился. И я убежден, что он не выветрится никогда. Потому что свобода, то, что дал нам Борис Николаевич - веру в собственные руки и собственные мозги, понимание того, что только мы сами можем сделать нашу жизнь прекрасной, богатой, достойной, - это понимание, на мой взгляд, уже никогда не выветрится из наших голов».


Инициативная группа акции, во главе которой выступил вице-президент международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко, полагает, что на церемонию памяти Бориса Ельцина соберется около тысячи человек.