Российские журналисты просят президента России защитить "Интерньюс"

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Александр Гостев: Российские журналисты написали открытое письмо президенту Путину, они просят его защитить фонд-правопреемник организации "Интерньюс" - "Образованные медиа", в офисе которого уже несколько дней проходят обыски и выемка документов. Под письмом более тысячи подписей. Против руководителя фонда Мананы Асламазян было возбуждено уголовное дело о контрабанде - за то, что при въезде в Россию она не задекларировала около десяти тысяч евро.



Любовь Чижова: Уже несколько дней работа фонда "Образованные медиа" приостановлена - там проходят обыски. Манана Асламазян не раз заявляла, что за свою ошибку и забывчивость готова нести личную ответственность, но при чем тут обыски в фонде - не понимает. В Кодексе об административных правонарушениях говорится, что гражданин, забывший задекларировать ввозимую валюту, обычно платит штраф - около 2 тысяч рублей. В отношении же руководительницы "Образованных медиа" - "Интерньюс" возбудили уголовное дело о контрабанде. Журналисты, решившие встать на защиту Мананы Асламазян, убеждены, что уголовное дело направлено не столько против руководителя "Интерньюс", сколько против возглавляемой ею некоммерческой организации. Идея написать письмо президенту возникла у сотрудников одного из первых российских негосударственных каналов - Томской телекомпании ТВ-2. Говорит журналист ТВ-2, член Академии российского телевидения, лауреат премии ТЭФИ Юлия Мучник.



Юлия Мучник: Я хорошо знаю российскую историю, в частности, российскую эпистолярную историю начиная с писем Андрея Курбского Ивану Грозному, всяких диссидентских посланий в советские времена к власти. И у меня нет особых иллюзий, я не уверена, что можно подобными письмами на российскую власть вообще, а на нынешнюю в особенности как-то воздействовать. Но вот показать ей, что мы ее не боимся, показать ей, что мы в этой ситуации всецело поддерживаем Манану, "Интерньюс", показать, что есть еще какая-то корпоративная солидарность и в регионах, и в России, что в такой ситуации и региональные телевизионщики, и московские могут объединиться. В наших силах написать письмо и обратиться к человеку, от которого, я уверена, в сегодняшней России зависит, увы, все, и, в общем-то, от которого и исходят все подобные акции.



Любовь Чижова: Под письмом стоит почти тысяча фамилий, почти тысяча подписей. Трудно ли было их собрать?



Юлия Мучник: Ой, вы знаете, совершенно не трудно. И я вот сейчас просто периодически захожу на этот сайт, и буквально каждую минуту там появляется новая фамилия. И, собственно, мы написали это письмо, поставили свои подписи под этим письмом, поставили подписи какие-то наши друзья, региональные и московские, а потом мы даже как-то особенно ни к кому и не обращались, потом просто весть об этом письме как-то разошлась по России, по российским телекомпаниям, и подписи появляются сами собой. Я, правда, скажу, что некоторым московским телевизионщикам я лично звонила, и подавляющее большинство из них охотно откликнулись и поставили свои подписи. Была пара человек, которые откровенно признались, что они боятся подписываться, либо начали придумывать какие-то странные отговорки, мол, давайте смягчим письмо, давайте не будем кого-то раздражать, кого-то злить. И в конце концов буквально два человека из тех, к кому мы решили обратиться, отказались это письмо подписать. Я не хочу называть фамилии, эти люди сами знают, что они отказались, и это было, в общем-то, их право. Отказались и отказались. Зато уже на сегодняшний момент около тысячи подписей есть.



Любовь Чижова: Юля, скажите, пожалуйста, несколько слов о Манане Асламазян и "Интерньюс". В чем важность того, что делает Манана?



Юлия Мучник: Вы знаете, даже трудно говорить, как трудно говорить о самых родных и самых любимых людях. Я могу сказать, что когда нам переслали видеокадры выемки, как это называется, документов из "Интерньюса", и я просто видела, как из "Интерньюса" выносят коробки с этими документами, и там просто камера скользила по любимым коридорам, мелькали любимые лица - вот у меня было ощущение, что громят мой родной дом. Манану неслучайно все в регионах называют мамой, "мамой российского телевидения". То есть действительно это человек, который делал для развития телевидения в России, и в регионах особенности, больше, чем мы все вместе взятые. Это человек, который работал по 25 часов в сутки совершенно самоотверженно. Она умудрялась узнавать по имени всех, кто проходил через ее многочисленные школы и семинары. Она умудрялась помнить наши какие-то сюжеты столетней давности, которые мы сами-то вспомнить не могли. Мы все, будучи в Москве, заходили в "Интерньюс", как домой, и знали, что если там надо учиться, нас научат, если надо просто помочь, нам помогут, если даже надо переночевать, мы можем там остаться переночевать. Это была организация абсолютно свободная, абсолютно независимая, объединяющая таких же свободных, независимых, думающих людей. И вот, собственно, поэтому и идет на нее сейчас атака, потому что сегодня идет атака на все, что просто думает, движется и что просто независимо от власти. "Интерньюс" никогда не занимался никакой политической деятельностью, он просто научил думать и работать свободно. Видимо, это и показалось власти опасным.



Любовь Чижова: В письме к президенту отмечается, что Манана Асламазян имеет непререкаемый авторитет в российском медиа-сообществе. Авторы обращаются к президенту с требованием остановить расправу с "Образованными медиа" и вмешаться в ход истории, наносящей очевидный удар России. Говорит один из журналистов, подписавших письмо, руководитель студии "Репортер" на канале ТВ-центр, член Академии российского телевидения, трижды лауреат премии ТЭФИ Михаил Дегтярь.



Михаил Дегтярь: У меня не было ни капли сомнения, подписывать это письмо или нет. Потому что вклад Мананы Асламазян в развитие регионального телевидения невозможно переоценить. То, что она сделала для регионального телевидения, будут помнить еще долгие-долгие годы. Я прекрасно понимаю, что она совершила правонарушение, но оно не такое значительное, чтобы можно было уничтожать и человека, и эту замечательную компанию "Интерньюс", которую она создавала.



Любовь Чижова: В чем важность той работы, которую ведет "Интерньюс"?



Михаил Дегтярь: До 1991 года, пока не было "Интерньюс", региональное телевидение представляло собой просто какую-то разрушенную, маловнятную систему, еще с пороками советской системы. И то, что появилась на рынке телекомпания "Интерньюс", которая использовала новейшие на тот период технологии развития регионального телевидения, дало невероятный скачок региональному телевидению. Люди поняли, как нужно делать телевидение. Манана и ее компания просто открыли этим людям глаза на региональное телевидение, на его качество, на качество продукции, на построение самих репортажей, новостей. Появились технологии, которых раньше не было. Поэтому появление Манана на телевизионном рынке - это революция.



Любовь Чижова: Михаил, скажите, пожалуйста, как вы считаете, история с обысками в офисах "Интерньюс" - это случайно или неслучайно? Это связано с этим мелким правонарушением, которое совершила Манана Асламазян, или это часть более глобальной истории с гонениями на СМИ в России?



Михаил Дегтярь: Я не могу ответить на этот вопрос. Я не знаю существа дела, и мне трудно оценивать действия следователей, которые проводят обыски.



Любовь Чижова: Письмо в защиту Мананы Асламазян размещено на сайте Томской телекомпании ТВ-2. Журналисты говорят, что с каждым часом подписей под ним становится все больше.