Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Восьмое и, согласно нынешней Конституции страны, последнее послание Владимира Путина к Федеральному собранию заняло один час 14 минут и прерывалось аплодисментами 46 раз, то есть примерно один раз в полторы-две минуты. Президент России пообещал, что страна выйдет из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, поскольку этот договор не отвечает современным реалиям, отказался даже намекнуть на своего возможного преемника, хотя и подчеркнул, что это обращение к парламенту стало для него последним в качестве главы государства. Несмотря на то, что, по словам Владимира Путина, давать оценки собственной деятельности здесь неуместно, он тем не менее начал свою речь с некого подведения итогов, и главный блок вопросов - социальный - занял основное место в его нынешнем выступлении. В частности, президент отметил, что промышленный спад остался позади, Россия вошла в десятку крупнейших экономических держав мира. Путин подчеркнул, что масштабы бедности в России сократились почти в два раза, реальные доходы населения возросли за время его правления более чем в два раза.
В Кремле сегодня работал корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Я попросил Данилу походить по кулуарам Мраморного зала и посмотреть и послушать, что говорят те, кто слушали сегодня российского президента.
Данила Гальперович: Выстроившихся в очередь около Спасской башни журналистов, стремящихся попасть в Кремль на оглашение послания президента Федеральному собранию, ожидал поистине теплый прием. Офицер Федеральной службы охраны, проверявший списки прессы, увидев меня, вдруг лучезарно улыбнулся и сказал: «Доброе утро, мы рады вас видеть». Дальше все было так же лучезарно: против обычных правил, многим журналистам в Кремле разрешили оставить при себе мобильные телефоны. Кроме того, попасть в фойе перед залом заседания, где и должно было пройти оглашение послания, оказалось достаточно легко. Там толпились депутаты Госдумы, министры, члены Совета Федерации и общественные деятели регистрируясь на мероприятие, причем иногда случались курьезы, например, председатель Федерации независимых профсоюзов Геннадий Шмаков, стоял в очереди к стойке с надписью «представители конфессий». В нижнем фойе, где и была основная масса журналистов, продавали книги про историю и государство, поэзия была представлена большим томом «Ваш Есенин», а вот портретов Владимира Путина не было, просто не продавались, и все. Содержание послания предвкушал в интервью Радио Свобода мэр Москвы Юрий Лужков...
Юрий Лужков: Я очень жду в послании таких постановочных вопросов по развитию реального сектора экономики, по тому, чтобы мы слезали в нефтяной, с газовой иглы и занимались серьезно прикладной наукой, занимались серьезно развитием производства, электронной промышленности, машиностроения, автомобилестроения, самолетостроения, судостроения, химической промышленности, микробиологии, фармации. Я уверен, что этот этап в жизни нашего государства наступает.
Данила Гальперович: Сенаторы и бизнесмены обнимались и жали друг другу руки, а новый глава Центризбиркома России Владимир Чуров сетовал журналистам на то, что они пользуются непроверенной информацией.
Владимир Чуров: Сегодня в газетах опять процитировали не окончательный вариант, который мы раздали журналистам, а взяли где-то, достали черновик. Там маленькое различие в одном слове, но существенное. Кто-то черновик утащил, в итоге - дезинформировал. Таскать черновики в демократическом государстве - это не полезно для самого журналиста, потому что он совершает ошибки, опечатки.
Данила Гальперович: Во время оглашения самого послания зал довольно часто аплодировал Владимиру Путину, особенно когда он говорил о том, что надо усилить борьбу с экстремизмом, пустить деньги от продажи ЮКОСа на решение жилищной проблемы или прекратить выполнение Договора об обычных вооружениях в Европе. Бывший премьер Советского Союза Николай Рыжков в интервью Радио Свобода сообщил, что доволен речью Владимира Путина.
Владимир Рыжков: Из восьми посланий, которые я слушал за эти восемь лет, на мой взгляд, это самое сильное, самое интересное. Оно, конечно, прозвучало чрезвычайно сильно, эмоционально и было встречено очень-очень эмоционально участниками сегодняшнего собрания. Потому что я помню, как было раньше, жидкие хлопочки были в конце, а сегодня совершенно другая... потому что люди почувствовали... Люди же чувствуют камертон этого всего дела.
Данила Гальперович: Особенное внимание журналисты, спрашивавшие политиков об их мнении насчет послания, обратили на выход к прессе первого вице-премьера Сергея Иванова. Обычно краткий в своем общении с журналистами после подобных мероприятий, Сергей Иванов на этот раз надолго задержался перед телекамерами, говоря на темы, которые сам он не курирует, в чем, правда, он откровенно и признался. Одна из этих тем - жилищно-коммунальная сфера.
Сергей Иванов: Я в последние годы очень часто и много езжу по нашим регионам - от Камчатки до Калининграда, от Архангельска до Астрахани. И я везде вижу своими глазами ужасающие жилищные условия миллионов наших граждан. Ветхое жилье везде присутствует, просто в глаза бьет.
Данила Гальперович: Многие предположили, что выбор преемника Владимира Путина, наконец, состоялся, тем более что сам Владимир Путин твердо пообещал, что следующее ежегодное послание к парламенту будет оглашать не он. Тем не менее, сколько-нибудь твердые выводы делать рано - президент говорил о внутреннем экстремизме и внешней угрозе, а в чрезвычайных обстоятельствах очень легко можно убедить граждан, что коней на переправе не меняют.