"Большая петля" на шее мирового велоспорта

Александр Гусятников Фото с сайта www.stadium.ru

На этой неделе появились очередные подробности дела Флойда Лэндиса, обвиняемого в применении допинга. Его повторные анализы, проведенные по требованию адвокатов гонщика, подтвердили наличие в организме велогонщика следов синтетического тестостерона.


Напомню, что Лэндис, выступающий за команду Phonak, стал победителем 93-й веломногодневки "Тур де Франс". Это была первая в карьере американца престижная награда. Случилось же это во многом благодаря зачистке, проведенной в рядах сильнейших гонщиков перед стартом "Большой петли". С соревнований были сняты главные фавориты – немец Ян Ульрих, итальянец Иван Бассо, испанец Франсиско Мансебо, казахстанец Александр Винокуров и другие известные спортсмены. К отлучению звезд велоспорта от "Тур де Франс" привело расследование испанской полиции деятельности врача Эуфеманио Фуэнтеса. Следователи получили убедительные доказательства, что спортсмены, входившие в число его клиентов, употребляли запрещенные препараты. Формально снятие спортсменов с гонки произошло по инициативе команд, цвета которых они защищают.


В общем, на тот момент казалось, что организаторы, да и сами команды, оградили "Тур де Франс"-2006 от возможных допинговых скандалов. Но сейчас Флойд Лэндис ждет решения американского антидопингового агентства. Если 14 мая этого года, когда состоится слушание дела, Лэндиса признают виновным в применении запрещенных веществ, ему грозит двухлетняя дисквалификация и лишение титула.


Череда громких допинговых скандалов, преследующая велогонщиков, сформировала у многих болельщиков мнение, что велоспорт является самым "допинговым" видом спорта. Согласитесь, громких разоблачений из мира, к примеру, легкой или тяжелой атлетики приходит чуть меньше. Там лишь изредка страдают чемпионы. В велогонках же каждый, кто выбился в лидеры, вместе с желтой майкой лидера автоматически получает своеобразный вотум недоверия, попадая в список потенциальных потребителей запрещенных препаратов.


Впрочем, сами велогонщики не склонны драматизировать ситуацию. Президент федерации велосипедного спорта России Александр Гусятников, говоря о подготовке сборной к Играм в Пекине, и рассказывая о последних российских научных разработках, высказал мысль, что повышенный допинговый резонанс связан исключительно с большим количеством допинг-проб, берущихся у велосипедистов по ходу сезона.


Александр Гусятников: Я сейчас посмотрел, какое есть оборудование, какие есть новые методики восстановления. Есть над чем поработать и нашим докторам, и тренерам. Только сочетанием работы специалистов восстановления, тренеров, и спортсменов можно чего-то добиться. Очень многие путают восстановление и допинги. Велосипедный спорт - это тот вид спорта, в котором больше всего берут проб на допинг в мире. Если брать на тысячу человек, то из этой тысячи практически у всех берут за сезон, проверяют всю элиту, которая занимает по рейтингу первые сто мест. Там вообще бывает и по 20, и по 30 раз за сезон допинг-контроль. Поэтому когда допинговые скандалы разгораются, все начинают говорить: "Велосипедный спорт - самый неблагополучный!" Но давайте посмотрим процентное соотношение количества спортсменов и проб - во что это выливается? Окажется, что мы впереди планеты всей на несколько порядков! Если мы берем тысячу проб, а в другом виде спорта берут сто, то, наверное, шансов поймать у нас больше в 10 раз. А если мы вдруг ловим при этом не в 10, а в два раза больше, то, извините, процент у нас поменьше будет! Поэтому это нужно все соизмерять. Очень часто журналисты необъективно выдают в эфир это все. Естественно, болельщики читают, говорят: "Ох, велосипедный спорт - там без запрещенных препаратов нельзя выступать в соревнованиях". Все можно, все можно, нужно только правильно подкладывать методику тренировки под подготовку спортсменов - а не методику таблетки.