Агрессивная сострадательность. Руаяль упустила последний шанс догнать Саркози

Франция снова попробовала теледебаты в американском стиле и не поняла, подходит ли это ей

Перед тем как начать дискуссию в прямом эфире, Николя Саркози и Сеголен Руаяль обменялись рукопожатием. Но уже через несколько минут телевизионная студия больше напоминала боксерский ринг, чем деловую встречу. Изначально предусматривалось, что кандидаты будут по очереди отвечать на вопросы ведущих, однако очень быстро дискуссия утратила свой формальный стиль и переросла в горячий спор. Социалистка немедленно обвинила бывшего министра внутренних дел в плохих результатах, показанных на своем посту; она заявила, что именно он несет ответственность за рост насилия в стране.


Было очевидно, что обычно уравновешенная и хладнокровная Руаяль избрала в тот вечер атакующую стратегию. Фактически ни на один вопрос она не ответила, не критикуя при этом позиции своего противника, чья политика, по ее мнению, представляет «угрозу для мира и равновесия» во Франции.


Кандидат Саркози, которого часто критикуют за излишнюю нервозность и эмоциональность, напротив, держался нарочито вежливо и спокойно. Он явно пытался показать, что в отличие от свой собеседницы, прекрасно контролирует эмоции. Сегодняшние газеты оценили эффект от проведенной соперниками смены масок как равнозначный. Условный счет поединка остался ничейным; Руаяль показалась зрителям более эмоциальной, но и более искренней.


Особенно горячо она отреагировала, когда разговор зашел о детях- инвалидах и политике правительства в их отношении. Руаяль обвинила Саркози в политической аморальности и разразилась гневной тирадой в его адрес. «Мадам, держите себя в руках, президент республики должен всегда сохранять спокойствие», – упрекнул ее Саркози. Руяаль парировала это саркастическое замечание так: «Президент республики не должен терять способность возмущаться несправедливостью».


В ходе дебатов были затронуты темы безопасности, образования, экологии, здравоохранения, пенсий и политики ЕС. Но наибольшее внимание кандидаты уделили экономическим вопросам. Франция переживает не лучшие времена: рост ее экономики фактически прекратился, около 9% активного населения не имеют работы. В этой ситуации и левые, и правые требуют безотлагательных реформ. Но каких? Здесь предложения Саркози и Руаяль полностью расходятся.


Выдвиженец правого лагеря предлагает ликвидировать почти половину мест в государственном секторе, отменить 35-часовую рабочую неделю и снизить налоги для стимулировании частной инициативы. Страна должна работать больше, тогда и заработки пойдут вверх, считает он. Свой манифест в заключение вчерашних дебатов лидер Союза за Народное движение облек в такие слова: «Я хочу провести во Франции реформы, которые уже были опробованы многими нашими соседями. Зачем держаться за французскую модель, которая не работает? Как и наши соседи, например в Британии, мы можем гарантировать полную занятость и при этом контролировать приток иммигрантов. Я также хочу сказать, что как президент республики, я всегда буду на стороне жертв и трудящихся, а не на стороне правонарушителей и иждивенцев. Я не буду уравнивать в правах мошенников и честных французов. Я хочу вывести страну из трудового кризиса. Трудящиеся должны получать по заслугам и их труд должен уважаться. Я не верю в опеку государства, в нивелирование всех и вся, в эгалитаризм... Но верю в заслуги и усилия, и в вознаграждение и карьерный рост, соответствующие этим усилиям. И более всего я верю в силу труда!»


Это идеальное общество, нарисованное Саркози, его оппонентка назвала диктатом неконтролируемого рынка, обществом, в котором господствует расслоение, несправедливость и жестокость. По ее мнению, вмешательство государства в экономику не должно ослабевать, ибо только так можно гарантировать равноправие и экономический прогресс. Социалистка предлагает финансировать из госказны создание новых рабочих мест, помощь малому бизнесу и инвестиции в наукоемкие технологии.


Как пишут газеты, дуэль в прямом эфире была, скорее всего, последним шансом Руаяль сократить отставание от соперника и привлечь на свою сторону неопределившихся избирателей. А таковых немало. Только центрист Франсуа Байру собрал в первом туре голоса семи миллионов сторонников. В своем последнем слове Руаяль обратилась к тем, кто еще не определился со своим выбором: «Я призываю вас сделать выбор в пользу смелости. Я знаю, что многим из вас трудно поверить в то, что женщина может справиться с обязанностями президента республики. Однако опыт других стран показывает, что это возможно. Посмотрите на Германию и на канцлера Ангелу Меркель, которую никто не может упрекнуть в неэффективности. Я смогла воспитать четверых детей и при этом не переставала служить своей стране. Я верю в то, что социальные гарантии и экономическое благополучие взаимосвязаны. Если школа будет работать как следует, если у родителей будет возможность воспитывать детей и при этом работать, если труд будет стабильным и хорошо оплачиваемым, мы сможем успокоить Францию. Я хочу реформировать, но не ломать. Я не собираюсь натравливать друг на друга разные социальные группы. Я сделаю так, что у всех французов будет свободный доступ к образованию, здравоохранению и другим службам, потому что я верю в то, что забота о гражданах со стороны государства является залогом экономического процветания страны».


Чье видение будущего больше импонирует французам, станет ясно вечером 6 мая по завершении второго тура выборов. Социологи по-прежнему предсказывают победу Саркози с перевесом в 5-7% голосов.