Мирный атом будет конкурентным за счет субсидий

На долю России приходится около 8% всех атомных реакторов мира

Вся атомная энергетика России станет единой государственной корпорацией. Единой компании проще получить контракты на строительство новых АЭС за рубежом, но на внутреннем рынке, полагают эксперты, атомные станции будут конкурентными только за счет субсидий из бюджета.


На долю России сегодня приходится примерно 8% всех атомных реакторов мира. Теперь их количество планируется удвоить: до 2020 года в стране планируется построить почти столько же новых реакторов, сколько их было создано во времена СССР.


Строительство АЭС обходится в разы дороже, чем тепловых станций, отмечает аналитик по электроэнергетике инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин. «В расчете на каждый киловатт будущей мощности, строительство новой атомной станции обойдется в 2-2,5 тысячи долларов, тогда как электростанции, работающей на газе – 800-1000 долларов.


Поэтому, в отличие от энергетики угольной или газовой, развитие которых будет определяться, скорее, рыночными факторами, атомная генерация – объект масштабного государственного субсидирования. Кроме того, стоимость консервации АЭС после того, как она выработает свой ресурс, сопоставима со стоимостью нового строительства». Не закладывать такие траты в тарифы на производимую электроэнергию может позволить себе лишь государственная структура.


Конкурентоспособность энергетики


Конкурентоспособность электростанций разных типов напрямую зависит от уровня цен на потребляемые ими энергоносители. В России газ для электростанций стоит сегодня почти столько же, сколько и уголь. В Европе, куда тот же российский газ поставляется по мировым ценам, он оказывается дороже угля в 2,5-3 раза. «При этом строительство угольной электростанции обойдется в 1,5-2 раза дороже газовой, - отмечает Дмитрий Скрябин. - Инвесторы, которые создают новую угольную генерацию, естественно, закладывают эти издержки в тарифы на электроэнергию».


Если цены на природный газ в Европе упадут на 40-50%, строительство новых АЭС, с точки зрения окупаемости таких проектов, можно исключить с большой долей уверенности, полагает руководитель отдела энергетики Рейнско-Вестфальского института мировой экономики в Эссене, Германия, Мануэль Фрондель.


«Такие проекты экономически невыгодны даже при нынешних ценах на топливо. А на энергетическом рынке Германии решения принимают частные компании, а не государство. С другой стороны, уже существующие в стране АЭС настолько приспособились, что производят энергию по минимальным ценам». Сегодня в Германии на атомных станциях производится 30% всей электроэнергии. В России – 16-17%.


В Соединенных Штатах, по данным национального Министерства энергетики, 52% всей электроэнергии производится на угольных станциях, на газовых – 20%, на атомных – 18%. При этом в США – 64 АЭС (в России – 10), на которых работают более 100 реакторов – четверть от всех в мире. И почти все атомные станции в США – частные.


Если цены на природный газ снизятся на 40-50%, атомной энергетике будет очень трудно оставаться конкурентоспособной, говорит профессор экономики Калифорнийского университета Роберт Майклз, но цены на энергоносители подвержены сильным колебаниям: «Хотя электроэнергия АЭС далеко не всегда оказывается дешевле, эта индустрия способна в какой-то мере защитить национальную экономику от резких скачков цен на топливо».


Хотя их количество в США в будущем и возрастет, атомные станции не станут в Соединенных Штатах доминирующим производителем электроэнергии, как, например, во Франции, где их доля превышает 80%, полагает Роберт Майклз: «Они просто станут одним из вариантов чисто экономического выбора компаний энергетики. Ведь электроэнергия должна вырабатываться круглосуточно и – максимально эффективно. В этом смысле использование природного газа, например, оптимально лишь несколько часов в сутки».


Другими словами, с точки зрения эффективности производства электроэнергии, оптимально, если в распоряжении энергетических компаний оказываются электростанции разных типов - и тепловые, и гидростанции, и АЭС. Все они наиболее эффективны в разное время суток. Конкурентным становился бы каждый из этих сегментов производства электроэнергии.


«В «пиковые» режимы потребления между собой конкурировали бы наиболее маневренные «пиковые» электростанции, это – гидро- или газовые, - говорит Дмитрий Скрябин. - В режиме минимального потребления электроэнергии, когда загружаются наименее маневренные «базовые» станции, атомные или некоторые крупные тепловые, они бы тоже конкурировали между собой».


Реформа российской электроэнергетики такие схемы исключает. По ее завершении частным и конкурентным станет лишь сектор производства электроэнергии на тепловых станциях. Гидростанции и АЭС остаются под контролем государства.