Министр обороны Эстонии: Бронзового солдата сделали атрибутом войны с нашей независимостью

Те эстонцы, которые справляли праздник Победы 9 мая, несли цветы и на военное кладбище, и на Тынисмяги

Международная федерация прав человека потребовала прекратить дискриминацию русскоязычного меньшинства Эстонии. Озабоченность правозащитников вызвали беспорядки в Таллине в связи с переносом памятника советским воинам, в ходе которых 150 человек были ранены и один погиб. По мнению федерации, манифестанты допустили «акции вандализма», а полиция - «чрезмерное применение силы, а также жестокое, бесчеловечное и унижающее обращение», цитирует ИТАР-ТАСС. О своем видении ситуации с правами человека в Эстонии на Совете Госдумы сегодня расскажут и российские депутаты, побывавшие в Таллине 30 апреля.


В самой Эстонии праздник Победы, который отмечался частью населения накануне - 9 мая, не прошел спокойно. В эстонском городе Тюри был осквернен памятник советским солдатам, павшим в боях с нацистами в 1941-ом году. На скульптуре, изображающей красноармейца, черной краской неизвестные нарисовали свастику. Непосредственно в Таллине были усилены меры безопасности. Собрания и шествия запрещены до 11-го мая.


Официальные торжества в Эстонии по случаю окончания Второй мировой войны прошли, как и во всей Европе, 8 мая. В составе делегации эстонских официальных лицу, которые впервые за много лет возложили в этот день цветы к Бронзовому солдату был и министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо – один из главных инициаторов переноса монумента.


О мотивах, которыми он руководствовался, выдвигая идею переноса монумента из центра Таллина на военное кладбище, Яак Аавиксоо рассказал в интервью Радио Свобода:
- То, что памятник необходимо перенести из городского центра, именно перенести, а не демонтировать совсем, стало абсолютно ясно всем и каждому ровно год назад, 9 мая 2006 года. В течение последних нескольких лет, после того, как президентом России был избран Владимир Путин, недавно вновь обретенная Эстонией независимость стала объектом нападок из Москвы. Год назад красные советские флаги вновь появились перед памятником, эстонский черно-сине-белый флаг был насильно спущен, а нашей полиции, чтобы сохранить порядок, ничего не оставалось делать, кроме как позволить советским флагам по-прежнему развеваться там, где они находились. Вот в этот день большинство эстонцев и почувствовали, что с них, что называется, достаточно!


- Но, в таком случае, не странно ли, что Бронзовый солдат оставался на своем месте более 15-ти лет?
- Можно много говорить, почему памятник не перенесли и в 1989 году, и в 1991-м, и даже после принятия конституции республики Эстония в 1992-м. Тому много причин, и мне лично хочется верить, что, по крайней мере, одна из них – простое желание жить в мире и согласии. Но нужно принять во внимание и то, что российские войска оставались в Эстонии по 1994 год, а когда они ушли из страны, напряжение сразу спало, и между Таллинном и Москвой стал превалировать дух сотрудничества. Затем появилась перспектива вступления нашей страны в НАТО и Европейский союз, и наше руководство просто стало вглядываться в будущее, а не оглядываться назад.
Конфликт появился внезапно, в тот момент, когда мы отдали себе отчет в том, что Бронзового солдата сделали атрибутом настоящей войны против Эстонской республики. Мне кажется, что в Эстонии живет слишком много людей, которые никак не могут смириться с развалом Советского Союза. Их самоидентификация, политико-психологический статус, если так можно выразиться, не позволяют им понять и принять все изменения, случившиеся в Эстонии.


- Можете ли вы утверждать, что Россия, прямо или косвенно, является одним из участников этого конфликта?
- Конечно, я в этом нисколько не сомневаюсь, хотя говорить, что речь идет лишь о противостоянии между Эстонской республикой и Российской Федерацией, было бы слишком просто и безответственно. Нашей республике в годы обретения новой независимости пришлось молча уступить и согласиться предоставить право на постоянное проживание огромному числу людей, приехавших в Эстонию в годы советской оккупации. Беспорядки последних недель стали прямым следствием наших бывших просчетов. Я не думаю, что это действительно большие ошибки, однако вполне вероятно, что происходящее сегодня прекрасно иллюстрирует картину – в Эстонии живет очень много людей, которые просто не признают независимость и суверенитет Эстонской республики.


- Вы согласны с распространенным мнением, что процесс интеграции русскоязычного населения Эстонии в общество провалился по вине властей?
- Я абсолютно с этим не согласен. Процесс интеграции можно воспринимать с официальной точки зрения, а можно смотреть на него реально. Все без исключения жители страны в равной степени пользуются всеми политическими, экономическими и социальными достижениями, которые есть в Эстонии, и это заслуга их всех. И, я уверен, не стоит недооценивать вот эту реальную, повседневную жизнь, уровень этой жизни. Вероятно, конечно, что наше руководство отнеслось к проблеме слишком поверхностно, мы слишком сосредоточились на одной единственной цели – на языковой интеграции, как будто один язык может решить все проблемы. Однако фактом остается и то, что эстонцы и русские существуют в нашей стране как бы в двух разных информационных пространствах. К сожалению, сегодня стало абсолютно ясно, что сами по себе уроки эстонского языка не в состоянии соединить эти разные информационные миры в одно единое целое. Если мы проанализируем процессы последних лет, я уверен, мы найдем новое, более правильное решение. Но было бы безответственно утверждать, что вся работа, которую проделали эстонские государственные и общественные институты для интеграции русскоязычного населения, оказалась напрасной.
Отвечая на обвинения в том, что наше руководство проводит политику «Эстония для эстонцев», и что многие русские систематически подвергаются в нашей стране разного рода дискриминации, хочу сказать: да, отдельные, подчеркиваю, отдельные конфликты существуют, и они всегда должны быть предметом тщательного судебного разбирательства. Мне кажется, что до сих пор, когда случались случаи дискриминации, на этнолинвистической почве, мы или недооценивали их, или просто оказывались не в состоянии отнестись к ним и разобрать их в соответствии с истинным духом и буквой закона.