«Матери Беслана» и «Голос Беслана» выступили с протестом против возможного окончания судебного процесса в отношении осетинских милиционеров

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов .



Кирилл Кобрин : В Верховном суде Кабардино-Балкарии сегодня начались предварительные слушания дела двух руководителей Малгобекского райотдела внутренних дел Ингушетии. Они обвиняются в халатности, повлекшей захват заложников и гибель людей в бесланской средней школе. Накануне в Беслане в ходе судебного процесса над тремя осетинскими милиционерами, которым предъявлено аналогичное обвинение, подсудимые подали ходатайство о прекращении уголовного преследования в связи с тем, что это дело подпадает под амнистию. Представители общественных организаций «Матери Беслана» и «Голос Беслана» выступили с протестом против возможного окончания судебного процесса в отношении осетинских милиционеров. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : Верховный суд Кабардино-Балкарии должен решить, где проводить судебные слушания по делу начальника Малгобекского райотдела милиции Ингушетии Багаудина Евлоева и его заместителя Ахмеда Котиева. В Ингушетию опасаются ехать многочисленные свидетели из Беслана, в Северной Осетии судебный процесс с участием ингушских милиционеров может быть осложнён межнациональным фактором. Слово нашему корреспонденту в регионе Алану Цхурбаеву.



Алан Цхурбаев: В Верховном суде Кабардино-Балкарии начались предварительные слушания по делу о территориальной подсудности ингушских милиционеров. Суд в Нальчике должен установить, где именно будут проходить слушания по делу милиционеров. Начальник Малгобекского РОВД Ингушетии Багаудин Евлоев и его заместитель Ахмед Котиев обвиняются в халатности, повлекшей захват заложников в Беслане и гибель людей. Именно на территории Малгобекского района, как установило следствие, находился лагерь террористов, которые осуществили захват заложников в школе Беслана.


Вопрос о территориальной подсудности в суде инициировали потерпевшие из Беслана, руководствуясь, по их словам, «соображениями безопасности потерпевших и объективностью суда».


Потерпевшие подали ходатайство о переносе судебных заседаний на имя заместителя генерального прокурора в Южном федеральном округе Ивана Сыдорука и полпреда президента в регионе Дмитрия Козака. По мнению потерпевших, слушания могут проходить в любой другой северокавказской республике, кроме Ингушетии.


В четверг в Беслане на заседании суда по делу бесланских милиционеров, которые также обвиняются в халатности, повлекшей гибель людей, подсудимые подали прошение об амнистии. Среди потерпевших это вызвало недовольство. По их мнению, прошение об амнистии - это результат сделки между подсудимыми и следователями прокуратуры. Группа потерпевших провела небольшой пикет у здания прокуратуры, после чего написала жалобу на имя прокурора республики с просьбой отозвать прошение об амнистии подсудимых.



Олег Кусов : Рассказывал наш корреспондент Алан Цхурбаев.


Лидер общественного комитета «Голос Беслана» Элла Кесаева в интервью Радио Свобода обосновала позицию потерпевших в теракте в отношении просьбы бесланских милиционеров об амнистии.



Элла Кесаева : Усиленный вариант службы, контртеррористическая операция. Несмотря на это, захватили заложников, не предотвратили теракт, и сейчас сотрудники РУВД просят амнистию. Хотя, если по сути вот так посмотреть, они же получали за усиленный вариант зарплату повышенную. Вдвойне с них надо спрашивать за то, что, несмотря на то, что была информация о том, что возможен теракт, несмотря на это, они не предотвратили теракт. Теперь они используют это как причину того, что можно их амнистировать. Встали и сказали, что мы не надеемся на правосудие, что считают себя стрелочниками, что считают себя невиноватыми, что вынуждены просить амнистию.



Олег Кусов : По мнению главного редактора Интернет-сайта «Правда Беслана» Марины Литвинович, от наказания в данном случае пытаются освободить даже так называемых «стрелочников», не говоря уже о высокопоставленных чиновниках и сотрудниках спецслужб.



Марина Литвинович : Мне кажется, действительно, этот суд очень многими (и самими подсудимыми, и многими из потерпевших) воспринимался именно, как суд над стрелочниками. Потерпевшим казалось, что вот им дали осетинских милиционеров, которые будут осуждены, и этого будет достаточно для того, чтобы потерпевшие почувствовали, что правда найдена. Но с самого начала этого суда было понятно, что, в общем-то, вины милиционеров, скорее, в глобальном смысле, конечно, нет. Есть традиционная для российских органов безалаберность, бардак, невыполнение собственных обязанностей, то есть то, что, в общем-то, происходит по всей России. Кроме этого на суде был поднят вопрос о недостаточном финансировании отделения милиция, этого РУВД Правобережного, что повлияло и на кадровый состав, и на вооружение. Например, известно, что в этом отделении милиции работало очень много женщин, потому что мужчины не шли на такую маленькую зарплату работать. Понятно, что женщины-милиционеры в условиях Кавказа, в общем-то, не особенно лучший вариант.


Всем казалось, что милиционеров осудят, действительно, в роли стрелочников, и не будут трогать никаких членов оперативного штаба, начальников этих милиционеров. Но ситуация повернулась по-другому. Даже эти милиционеры, в общем-то, избежали уже, можно сказать, ответственности.



Олег Кусов : Владикавказский общественный деятель Андрей Лебедев убеждён, что суд не намерен детально разбираться в деле бесланских милиционеров.



Андрей Лебедев : Дело милиционеров Беслана возникло почему? Потому что нарушение всех действующих норм - служебных, правовых. Милиция, гаишники, вместо того, чтобы выполнять строго свои должностные обязанности, за которые, собственно говоря, они и получают деньги налогоплательщиков, они последовали незаконным указаниям вышестоящего начальства. Вместо того, чтобы обеспечить охрану школы, они все силы бросили на охрану нашего руководства, хотя, не знаю, кто им угрожает, когда им угрожали. Вот отсюда одна из причин вот этой возникшей трагедии. Говорить, что они маленькие винтики в большой машине, что они не несут никакой ответственности, опять-таки это подход неправовой. В конце концов, когда они принимали присягу на службу, там было довольно четко сказано, что они должны соблюдать строго законы.



Олег Кусов : Главный редактор Интернет-сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович убеждена, что потерпевшие в бесланском теракте не намерены отказываться от требования привлечь к ответственности более высоких должностных лиц, чем осетинские и ингушские милиционеры.



Марина Литвинович : Тем более что последние суды (что суд над Кулаевым, что суд над осетинскими милиционерами, что суд над милиционерами ингушскими) отчетливо показывают, что идет просто прямое издевательство над потерпевшими. Потому что потерпевшие заявляют ходатайство, суд эти ходатайства не удовлетворяет. Происходит попытка вызвать ключевых свидетелей на суд, чего требуют потерпевшие, суд это тоже отклоняет. Потерпевшие пытаются делать на суде как раз то, что они имеют право по закону - вести судебное следствие, приглашать свидетелей, предоставлять дополнительные материалы. Все их попытки судом отвергаются. Поэтому люди, устав от такого издевательства, что в судебной системе, что в других местах, они, конечно, начинают требовать большего - требовать привлечения к ответственности членов оперативного штаба, а именно генералов ФСБ, которые в него входили и управляли всей этой ситуацией, последствием которой стало огромное число жертв.



Олег Кусов : Так считает главный редактор Интернет-сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович.