Визит Путина в Ашхабад: «корпоративный интерес и интерес геополитический»

В вопросах поставки газа Россия и Туркмения будут следовать прежним договоренностям, обещали президенты

Россия и Туркмения будут развивать сотрудничество в области нефтегазового комплекса и транспортировки энергоресурсов. Об этом говорится в совместном заявлении по итогам переговоров президента России Владимира Путина и его туркменского коллеги Гурбангулы Бердымухаммедова, которые прошли сегодня в Ашхабаде.


В заявлении также говорится о важности реализации прежнего соглашения по сотрудничеству в газовой отрасли, заключенного между Россией и Туркменией в 2003 году. Это соглашение «предусматривает поставки природного газа из Туркменистана в РФ на долгосрочной основе и осуществление совместных проектов в этой сфере народного хозяйства», цитирует «Интерфакс».


Однако на этом переговоры между Путиным и Бердымухаммедовым не закончатся. Ведь главный вопрос – о строительстве Каспийского трубопровода до сих пор остается открытым. Поэтому лидеры вновь встретятся завтра, но уже в новом составе. К ним присоединится президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев.


Своим шестидневным путешествием в Центральную Азию, считают эксперты, Путин стремится предотвратить строительство транскаспийских трубопроводов в обход России. До визита в Туркмению российский президент в рамках поездки побывал в Казахстане. А намеченный на 12 мая трехсторонний саммит Путина, Бердымухаммедова и Назарбаева (который должен пройти в туркменском прикаспийском городе Туркменбаши) – эксперты называют «энергетической» победой российской внешней политики.


После распада Советского Союза Москва потеряла лидирующие позиции в регионе. Сегодня Владимир Путин, по мнению западных обозревателей, пытается создать российско-казахстанско-туркменский топливный альянс – чтобы направить транспортировку всего туркменского газа вдоль восточного берега Каспийского моря, через Казахстан в Россию.


«Это важная встреча, потому что сейчас все ждут, что ответит Туркмения. Какой путь выберет Ашхабад? Откроет ли он двери для западных топливных концернов, предлагающих свои альтернативные проекты транспортировки газа, или останется с Россией, и направит весь свой газ в Европу через российскую территорию», - считает директор туркменской службы РС Огульджамал Язлыева.


И, по мнению политологов и экономистов, как западных, так и российских, скорее всего, Ашхабад подпишет соответствующие соглашения с Москвой.


Назарбаев выбирает Россию


Останется ли с Москвой Казахстан, Путин решал накануне с Нурсултаном Назарбаевым. Первое, о чем лидеры двух стран сообщили после своей встречи - совместная разработка нефтяных месторождений северной части шельфа Каспийского моря и транспортировка нефти и газа через территорию России.


В частности, Астана и Москва договорились увеличить мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 23 до 40 миллионов тонн нефти в год и добавленные в результате переговоров 17 миллионов тонн нефти, по словам Назарбаева, могли бы пойти по новому трубопроводу «Бургас-Александруполис», в работе которого Казахстан очень хотел бы участвовать.


В то время как Назарбаев заявлял, что казахская нефть пойдет через Россию, его ждали в Кракове, где в четверг открылся энергетический саммит с участием Польши, Украины, Азербайджана и Грузии. На этом саммите должен был обсуждаться план строительства нефтепровода «Одесса-Гданьск» - ветки «Одесса-Броды» - с участием каспийских месторождений, и в обход России.


Однако за время, которое прошло от сообщения о том, что в Кракове встретятся президенты пяти стран, шансы на поставки каспийской нефти через продленный до территории Польши трубопровод «Одесса-Броды-Плоцк» уменьшились также из-за подписанного соглашения между Россией, Болгарией и Грецией о нефтепроводе «Бургас-Александруполис». По соглашению, построенная к 2010 году труба из Болгарии в Грецию, позволит переправлять в Европу до 50 миллионов тонн нефти в год из России и Казахстана.


«Энергоресурсы – главный вопрос для доминирования России»


Отказ Назарбаева поехать в Краков российские и западные СМИ называют крупным внешнеполитическим успехом России.


РС попросило прокомментировать этот вопрос заместителя директора Центра по изучению постсоветского пространства Алексея Власова:
- Во многом понятие успеха и неудачи диктуется не конкретными практическими решениями, а информационной составляющей переговорного процесса. И сам по себе факт отсутствия Нурсултана Назарбаева на энергетическом саммите с участием стран, которые недружественного настроены по отношению к России, да, это несомненный успех, успех такой, пока виртуальный. Что же касается практических договоренностей, то о них можно будет говорить только после окончания переговоров и даже спустя некоторое время после их окончания, когда все бумаги перейдут в плоскость практического решения.


- Почему Россия пытается воспрепятствовать обходным путям углеводородов?
- Аспекты этого вопроса надо рассматривать в двух плоскостях. Первая - общая стратегия, которую проводят крупнейшие российские энергетические корпорации на постсоветском пространстве: концентрация в своих руках или, по крайней мере, в проектах с участием российской стороны основных потоков транспортировки энергоносителей, это прежде всего связано с деятельностью Газпрома. Вторая сторона носит характер, связанный с геополитическими процессами. Ни для кого не секрет, что энергетика - мощнейший ресурс, связанный и с достижением определенных политических и даже политико-военных целей. Поэтому для России сейчас вопросы энергоресурсов едва ли не являются главной проблемой собственного доминирования или, по крайней мере, сохранения позиций на постсоветском пространстве. Поэтому создание такого мощного энергетического альянса с участием России, Казахстана, Туркменистана и, возможно, Узбекистана - это как раз главный ресурс отстаивания собственных позиций. Поэтому две стороны - корпоративный интерес и интерес геополитический. Я думаю, что эти факторы и диктуют новую политику Кремля, в том числе и вопросов энергоприсутствия в Центральной Азии.