«Марш несогласных»: в Самаре «зачищают информационное пространство»

Для самарских милиционеров аккредитационная журналистская карточка не указ

В самарском «Марше несогласных» 18 мая будут участвовать не менее тысячи человек, уверены организаторы акции. Правозащитников, которые прибывают в Самару в преддверие оппозиционного шествия, милиция задерживает без объяснения причин. По мнению наблюдателей, власти пытаются оказать давление на оппозиционные силы, не дожидаясь открытия саммита Россия-ЕС, который пройдет под Самарой 17-18 мая.


В понедельник около двух часов дня в Самаре были задержаны двое активистов Московской Хельсинской группы - Сергей Шимоволос и Наталья Чеботарева. Они приехали из Нижнего Новгорода и должны были наблюдать за соблюдением прав человека в дни, предшествующие оппозиционной акции.


Сотрудники милиции без объяснения причин остановили правозащитников по пути в гостиницу и предъявили им обвинение в том, что они подозреваются в совершении преступления. Какого - они не объяснили и отвели их в милицейский пикет УВД на транспорте. Правозащитники должны были присутствовать на пресс-конференции редактора самарского выпуска «Новой газеты» Сергей Курт-Аджиева.


По мнению председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова, самарская милиция решила размяться на правозащитниках перед тем как перейти в наступление на еще одного вероятного, но весьма опасного противника – журналистов. «Для начала нейтрализовали организаторов "Марша несогласных": одного призвали в армию, другого поместили под домашний арест, а третьего отправили за решетку, заменив условный срок на полноценные полгода лишения свободы, - рассказывает г-н Симонов. - Затем в Ассоциации по защите прав избирателей, критиковавшей преследования организаторов марша, провели обыск, изъяли компьютеры, то же самое проделали в общественно-политическом центре Самары. После чего переключились на прессу».


10 мая в Самаре задержали корреспондентов телекомпании РЕН-ТВ и «Коммерсанта», сообщил председатель Фонда защиты гласности. «Интересна мотивировка задержания, - говорит Алексей Симонов, - у задержанных журналистов отсутствовали необходимые документы». Аккредитационные карточки, едва ли не главный журналистский документ в подобных ситуациях, милиционеры проигнорировали. «Их увезли для установления личности, - продолжает Алексей Симонов, - личность устанавливали несколько часов, и отпустили уже за полночь 11 мая».


На следующий день, по словам Симонова, правоохранительные органы нагрянули в местную редакцию «Новой газеты». Сначала - с проверкой, лицензионные ли программы установлены на компьютерах, потом – с постановлением о проверке финансово-хозяйственной деятельности. «Короче говоря, когда Сергей Курт-Аджиев 13 мая прибыл в милицию, чтобы выяснить судьбу своей дочери, которая является одним из организаторов "Марша несогласных" в Самаре, его задержали тоже. Правда, уже тут, как говорится, совсем ничего не смогли нарыть, поэтому через некоторое время выпустили. Так что все это в чистом виде зачистка информационного пространства».


Руководитель самарской региональной общественной организации в защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина считает, что городские власти разрешили проведение "Марша несогласных" только после указания сверху.


«Власть похожа на больного, надежды на исцеление которого нет, - говорит Людмила Кузьмина. - Эти нелогичные действия основаны, к сожалению, на применении оценочных суждений: вот сегодня я назначу врагом вон того рыжего, а, по-моему, с рыжим рядом проходила Людмила Кузьмина из "Голоса", тоже врагом назначу. Мне принесли копии протоколов о задержании, там ничего нет, никакой ссылки на закон. Говорится о том, что якобы нарушена статья о митингах, шествиях и демонстрациях. Но ведь подано уведомление, и люди, как раз в соответствии с законом, имеют право агитировать. За что их хватают?»


По словам Людмилы Кузьминой, власть уверяет, что ищет экстремистов. В то же время, убеждена Кузьмина, чиновники пошли на «согласование» оппозиционной акции не от осознания того, что они не должны нарушать конституцию – на это повлияли, как говорит руководитель общественной организации «Голос», внешние факторы.