В среду открылся Каннский кинофестиваль


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.



Дмитрий Волчек: На юбилейном Каннском кинофестивале, открывшемся в среду, показано уже несколько конкурсных картин, которые, по мнению кинокритиков, вполне могут претендовать на главную награду - Золотую пальмовую ветвь. О каннской программе рассказывает Андрей Плахов.



Андрей Плахов: Свои новые фильмы показали в конкурсе крупные режиссеры Дэвид Финчер, братья Коэны, Ким Ки-Дук. «Зодиак» Финчера - хроника полицейской погони за серийным убийцей, которая завершается полным провалом. Преступник найден, но доказать его вину невозможно, а преследователи сами начинают сходить с ума. Образ непостижимого и абсолютного зла, тема игры и манипуляции сознанием – все это знакомо по предыдущим работам Финчера, хотя впервые основывается на реальности, а не на вымысле. «Нет места для стариков» братьев Коэнов тоже типичная для этих авторов черная криминальная комедия, где образ метафизического зла блестяще воплотил испанский актер. Первая половина картины с погонями, преследованиями, перестрелками в темноте достойна войти в учебники режиссуры, однако вторая, где фильм превращается в притчу, гораздо слабее. «Дыхание» Ким Ки-Дука - опять-таки типичный фильм этого экстремального корейского режиссера, трагикомедия о любви преступника и замужней женщины, которая проникает в тюрьму и устраивает для своего мужчины музыкальное представление. Мило, здорово сделано, но это «бест оф Ким Ки-Дук». Французские критики сильно лоббируют фильм своего соотечественника Кристофа Оноре «Любовная песня», музыкальную драму о любви с элементами гомосексуальности. Французы надеются получить на юбилейном фестивале главный приз Золотую пальмовую ветвь, но вряд ли эта картина повторит успех «Шербурских зонтиков». У иностранных критиков этот фильм получил самые низкие оценки. Событием уикенда стала премьера «Изгнания» Андрея Звягинцева, которая расколола фестивальную аудиторию. Двух с половиной часовая экзистенциальная драма из жизни одной семьи начинается как криминальный фильм, сворачивает на дорогу адюльтера, чтобы в итоге обернуться библейской притчей. Сторонники картины аплодировали на официальном показе и на пресс-конференции. Однако статьи в каннских деловых журналах и оценки критиков оказались негативными. Фильму вменили в вину артхаусные претензии, отсутствие подлинной глубины и подверженность влиянию Тарковского. Самый теплый прием в конкурсе получила румынская картина «Четыре месяца три недели и два дня». Это история о студентках, одна из которых делает нелегальный аборт. В отличие от «Изгнания», где тоже присутствует, кстати, мотив аборта, она помещена в конкретный, а не в абстрактный контекст. Действие происходит в середине 80-х годов прошлого века, и буквально каждая деталь безошибочно говорит об эпохе социализма, причем так, что намеки понимают и люди, не пережившие этот опыт. Сочетание универсальности и конкретики - удивительная черта нового румынского кино, которое становится все более востребованным на фестивальной арене. Наблюдатели уже не исключают вероятности, что Золотая пальмовая ветвь в этом году впервые в истории Каннского фестиваля возьмет курс на Бухарест.