«Сообщники» отметили день рождения Андрея Сахарова маевкой

Академик Сахаров был «спокоен и точен в своей аргументации»

Сегодня день рождения Андрея Сахарова. Известному ученому и общественному деятелю, одном из родоначальников общественного движения в Советском Союзе, исполнилось бы 86 лет. Общественный центр имени Андрея Сахарова провел в Москве традиционную «Сахаровскую маевку».


В воскресенье у сахаровского центра было многолюдно. Среди тех, кто пришел отметить день рождения Андрея Сахарова, было много молодых людей. Тут можно было попеть под гитару, послушать политическую сатиру, посмотреть фотографии с выставки «Марш несогласных глазами участников» и, разумеется, все это обсудить. Темой праздника избрали многочисленные языки свободы: поэзию, философию, право, современное изобразительное искусство, журналистику, политику, науку. Поэтому в гостях недостатка не было.


Пароль для входа на «Праздник свободы» - «сообщники». Лозунг праздника: «Мы – сообщники, и мы - сообщество, когда защищаем свободу». «Я прочел замечательную работу Владимира Микуловича Долгого «Письма к Сахарову, народному депутату», - говорит директор сахаровского центра Юрий Самодуров. - Эту работу он сделал по материалам и по заказу Архива Сахарова. И меня просто обожгло и потрясло, насколько в конце 80-х годов все мы желали освободиться. Хотя мы в 1991 году освободились, мне кажется, мы не стали за эти годы свободными, то есть не создали институтов свободы, которые необходимы. Я надеюсь, что, может быть, мы сумеем выпустить книгу «Языки защиты свободы», провести такую конференцию и сделать такую выставку.


На «Сахаровской маевке» выступили руководитель «Мемориала» Сергей Ковалев, президент Ассоциации демократических школ, директор московской Школы самоопределения Александр Тубельский, исполнительный директор Русского ПЕН-Центра Александр Ткаченко. Мы должны сделать все, говорит Александр Тубельский, чтобы ни у кого из тех, кто сейчас молод, «не были пустые глаза, когда говорят о свободе, чтобы они понимали, что они делают, во имя чего, кто ими манипулирует, кто ими командует. Не волновать начальство, выслужиться перед новым командиром - все это есть несвобода, и она сегодня ощущается везде. Чтобы ребята не заучили наизусть права человека, а чтобы они почувствовали и поняли, как с этим делом обстоит в нашей стране».


Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из основателей межрегиональной депутатской группы, которая в 1989 году стала по сути первой после долгой коммунистической истории легальной оппозицией. Одним из членов группы был академик Юрий Рыжов, который сегодня вспоминает о своей работе с Андреем Сахаровым:


- Андрей Дмитриевич был человеком очень сдержанным и спокойным, в самых сложных обстоятельствах он никогда не терял спокойствия. И, несмотря на то, что на заседаниях межрегиональной депутатской группы, которая была создана в начале работы Съезда народных депутатов весной-летом 1989 года, обсуждения бывали порой довольно острые, он всегда был очень спокоен и точен в своей аргументации. Этот человек мог бы стать, как теперь называют, харизматическим лидером, но это был абсолютный лидер достоинства, лидер колоссального ума аналитического и очень, я бы сказал, высокой степени человеческой порядочности.


- Вы, как и Андрей Дмитриевич Сахаров, пришли в политику из науки. Это наложило отпечаток на стиль поведения в политике?
- Наверное. Наша, так сказать, принадлежность к научному сообществу предопределяет достаточно строгое отношение к формулировкам и аргументации, она не позволяет быть небрежным в формулировании той или иной мысли и не любит, когда так поступают другие.


- Как оценить вклад Андрея Дмитриевича Сахарова в российскую демократию?
- Я думаю, что вклад его был колоссальным. Когда прошли выборы делегатов первого Съезда народных депутатов, в этом огромном зале в Кремле собрался съезд, и там была довольно значительная группа депутатов от Москвы. И они хотели все время как-то собраться и скоординировать свои позиции. Я попросил Лукьянова, который тогда был заместителем председателя Верховного совета, чтобы нам предоставили небольшой зал вечером. Вечером там собралось достаточно много людей. Выяснилось, что не только московские депутаты пришли, а пришли из регионов депутаты. Коллегиальное руководство осуществляли Андрей Дмитриевич, Борис Николаевич Ельцин, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев.


- Сугубо гипотетический вопрос. Если бы Андрей Дмитриевич Сахаров был жив, как бы он оценивал демократические процессы в сегодняшней России?
- Самым печальным образом?


- Получается, что вы тогда зря работали?
- Почему зря? Все-таки у нас 90-е годы прошли, в общем-то, не с зажимом демократии, а с каким-то ее развитием, правда?


- Возможно ли возвращение демократии в Россию?
- Не при моей жизни.