«Бои в Ливане начались, когда Совбез ООН стал обсуждать убийство Харири»

Бои в Ливане начались в воскресение и продолжаются до сих пор

На севере Ливана, в районе города Триполи, накануне возобновились бои между правительственными войсками и боевиками палестинской группировки «Фатх-аль-Ислам». Ливанские войска при поддержке танков и артиллерии обстреливают позиции исламистов. Убиты почти 70 человек, в том числе мирные жители, десятки ранены. Группировка «Фатх-аль-Ислам» подозревается в связях с «Аль-Каидой». Однако правительство Ливана считает, что за спиной этой организации стоит Сирия, которая стремится дестабилизировать обстановку в стране.


Впервые эта группировка, костяк которой официально составляют последователи ультраконсервативного салафистского направления ислама, заявила о себе осенью прошлого года. Остальные палестинские группировки, действующие в Ливане, в первую очередь «Хезболлах», заявляют, что не имеют с «Фатх-аль-Ислам» ничего общего.


В столице Ливана Бейруте, в христианском квартале Ашрафия, в результате взрыва автомобиля на стоянке торгового центра в воскресенье вечером погибла женщина, еще 10 человек получили ранения. Кто стоит за взрывом - пока неизвестно. Власти ввели в Бейруте, Триполи и других крупных городах страны усиленные меры безопасности.


Вспыхнувшие на севере страны бои, по мнению большинства политиков, - тяжелый удар по процессу стабилизации обстановки в Ливане, и без того находящемуся в глубоком кризисе из-за противостояния ориентирующегося на Запад правительства и оппозиции, во главе которой стоит группировка «Хезболлах».


Член кабинета министров Ливана Ахмад Фатфат заявил, что армия скоро покончит с боевиками. По словам Фатфата, очередной всплеск насилия на севере Ливана прямо связан с попытками, как он выразился, «некоторых сил торпедировать усилия ООН по преданию международному суду подозреваемых в убийстве в 2005 году премьер-министра Ливана Рафика Харири». В смерти Харири мировое сообщество до сих пор обвиняет власти соседней Сирии и ряд просирийски настроенных ливанских генералов и чиновников. Работающий в Бейруте ливанский политолог Надим Шехади из Лондонского центра исследований «Чэтем Хаус» считает также: «Внезапные бои на севере Ливана явно не случайно начались именно в то время, когда Совет безопасности ООН начал обсуждать проблему создания международного трибунала по убийству премьера Харири».


Своим видением ситуации с РС поделился научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, бывший сотрудник Министерства обороны США, профессор Джорджтаунского университета Энтони Кордисмен:
- Те, кто пытаются разобраться в сложной ливанской ситуации, должны, прежде всего, исходить из того, что там, на крошечном участке земли, сталкиваются интересы 17 разных конфессиональных групп. Особенно непримиримыми являются три религиозные группы арабов: христиане-марониты, шииты и сунниты. Но в основе возникшего сейчас конфликта лежит тот факт, что в течение последних лет возникло радикально-исламистское движение, обосновавшееся, в основном, в районе города Триполи. Оно связано с другими, более крупными исламистскими группами суннитов, такими как «Аль-Каида». Ливанские боевики-исламисты возвращаются из Ирака, Афганистана и Чечни, но дома их принимают как новую, пришедшую извне угрозу. И теперь ясно, что одной силовой операцией новую проблему не решить, потому что в этот узел все больше втягиваются другие противоборствующие силы Ближнего Востока. Новый элемент во внутриливанской ситуации - крайний суннитский экстремизм - еще больше осложняет положение, которое вряд ли получит мирное разрешение в ближайшие несколько лет.


- Какова роль в этом палестинцев и организации ФАТХ?
- Когда мы говорим о палестинцах в Ливане, они тоже не однородны и тоже разбиты на противоборствующие фракции. Но нынешний конфликт выходит далеко за границы палестинских лагерей в Ливане. Он распространяется на весь Ливан. Часто пытаются упростить ситуацию, с легкостью обвиняя во всем пришлых, эмигрантов, вместо того, чтобы честно признать существование давно укоренившихся внутренних проблем.


- Что может быть дальше?
- Надо понять, что идет фракционная борьба против относительно небольшой экстремистской группировки. Удастся ли ее уничтожить полностью? Нет. Всегда найдутся молодые люди, желающие влиться в радикальную организацию. Тогда возможно ли хотя бы взять эту группу под контроль? Если поспешить, то можно, потому, что пока она очень малочисленна и изолирована от других фракций в обществе и в политике Ливана.