В Екатеринбурге закончил работу международный семинар, посвященный теме борьбы с торговлей людьми. В первую очередь жертвами работорговли становятся трудовые мигранты, женщины и дети, вывезенные нелегально за рубеж. Наказать виновных в такого рода преступлениях часто не позволяют существенные различия в законах разных стран и пробелы в законодательстве.
Во всем мире людей незаконно в той или иной форме лишают свободы, для того чтобы использовать их на тяжелой физической работе, на нелегальных производствах, ради выкупа, для совершения преступлений, дети порой оказываются в криминальной зависимости у приемных родителей - так показывает опыт прокуроров и в России, и в США. И те, и другие принимали участие в семинаре по проблемам предотвращения и расследования торговли людьми.
Но, пожалуй, самый известный сегодня вид эксплуатации человека человеком - сексуальное рабство. Такая известность - заслуга СМИ, считает заведующая отделом Научно-исследовательского института Генеральной прокуратуры России Ольга Пристанская. Журналистские расследования и попытки разобраться, по принуждению становятся женщины проститутками, по глупости, или из любви к профессии, ученый-правовед считает неконструктивными, а порой и вредными. Свое сорокаминутное выступление Ольга Пристанская по большей части посвятила критике существующих законов и правоприменительной практики: «Мы в настоящее время разрабатываем законопроекты, в том числе и модельное законодательство для государств СНГ, связанное с противодействием торговле людьми, особенно женщинами и детьми. Мы пытаемся добиться унификации, гармонизации законодательства Российской Федерации, прежде всего, с законодательством государств ближайшего окружения, государств СНГ».
Аналитик из Генеральной прокуратуры утверждает - России, чтобы эффективно бороться с рабством, нужны еще десятки законов или поправок, дополнений к уже существующим. Но и сейчас торговцы людьми действуют, нарушая законы. Ольга Пристанская объясняет связь между количеством качественных законов и эффективностью борьбы с работорговлей: «Корреляция происходит со степенью защищенности жертв, прежде всего, а не с уменьшением контингента нарушителей. Кроме того, все-таки некоторые правовые ограничения и запреты определенную часть потенциальных нарушителей может остановить».
Семинар в Екатеринбурге был посвящен взаимодействию правоохранительных органов и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми. Юристы отвели общественности функцию мониторинга, сбора данных и социальной реабилитации пострадавших от этого вида преступлений. В практике уполномоченного по правам человека Киргизии Турсунбая Бакир-уулу это вылилось в инспекции заграничных тюрем: «В самой крупнейшей тюрьме Дубайя сидят 12 наших соотечественниц. В основном, они все были задержаны, конечно, за проституцию. Там очень много русских девушек, из Украины много, из Молдавии много. Проблема девушек при возвращении - отсутствие настоящих документов. Все по поддельным паспортам. По этим поддельным паспортам они не могут выехать из арабских стран либо из другой страны».
Посещение уральских тюрем - это вторая важная часть поездки на екатеринбургский семинар. Но в местных тюрьмах и СИЗО киргизский омбудсмен вряд ли найдет своих соотечественниц секс-рабынь. На Урал едут из бывших республик СССР в основном мужчины, чтобы найти работу в строительстве, в торговле, на транспорте.
Гастарбайтеров власти Свердловской области называют чуть ли не последним шансом для истощавшего рынка труда. Для некоторых свердловских предприятий более удобным и надежным оказалось устраивать выездные биржи труда в государствах ближнего зарубежья. Так поступают екатеринбургские предприятия пассажирского автотранспорта и некоторые заводы, не исключено, что вскоре сельскими фельдшерами придут работать таджикские дипломированные медики.