Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Андрей Шарый : Сегодня депутаты российской Государственной Думы приняли в первом чтении проект федерального бюджета. Впервые финансовый документ рассчитан на три года - с 2008 по 2010. Авторы проекта говорят о том, что долгосрочное планирование приведет к более эффективному использованию бюджетных средств. Эксперты полагают, что принятие трехлетнего бюджета никак не отразится на жизни и материальном благополучии обычных россиян. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Любовь Чижова : Впервые российский бюджет принимается весной, а не осенью и впервые на три года, а не на год, как раньше. О преимуществах такого планирования говорит один из авторов документа, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Вячеслав Володин:
Вячеслав Володин : Сегодня впервые мы принимаем бюджет развития. Бюджет принимается на три года. Нам очень важно, чтобы этот бюджет был принят. В этом бюджете решаются проблемы, о которых говорили годами, - ремонт и строительство жилья, увеличено финансирование на сельское хозяйство в полтора раза, существенно увеличивается заработная плата учителям и врачам, впервые решается проблема финансирования дорожного хозяйства.
Любовь Чижова : Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансам рынкам, доктор экономических наук Павел Медведев также говорит о плюсах трехлетнего бюджета.
Павел Медведев: Планировать на короткий срок ужасно неудобно. Что-то начинаешь делать и не знаешь, будет ли у тебя финансирование через год, а за год что-нибудь построить более-менее солидное невозможно. Через год надо заново торговаться для того, чтобы после первого этажа начать строить второй. Вторая неприятность. Вот сейчас у нас высокие доходы и ужасно хочется все немедленно потратить, и есть, на что потратить, пенсии низкие, зарплаты у бюджетников такие, что едва-едва концы с концами можно свести, и перспективы не видно. А теперь министр финансов нам показывает перспективу не очень далекую, он показывает, что через три года у нас профицита бюджета не будет, и разговоры про то, надо Стабилизационный фонд пополнять, не надо, прекращаются.
Мы говорим, скажем, о жилье. С жильем в России, как известно, очень неважно. Попробовать сколько-нибудь заметно сдвинуться в течение одного года по этому параметру просто совершенно нереально. За три года правительство показывает, как мы сдвинемся, это, по крайней мере, на бумаге сегодня ощутимо. Ну и так далее, другие разные проекты. Пенсии... Каждое очередное повышение пенсии вызывает такую отрицательную реакцию: ну что же так мало прибавили. Но на три года хоть понятно, как эти небольшие прибавления, в конце концов, все-таки дают худо-бедно, но некоторый ощутимый результат. В 2007 году растет базовая часть пенсии на 7,5 процентов с 1 апреля, с 1 октября - на 13 процентов, с 1 апреля 2008 года - базовая 7 процентов, с 1 августа - на 14 процентов, в 2009 году - с 1 апреля 6,8 процентов, с 1 октября - 18 процентов. Вот когда не три года видно, хоть можно оценить, что происходит, иначе каждое повышение воспринимается, как некоторое точечное, и оно-то действительно не очень большое.
Любовь Чижова: По мнению руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, для того чтобы в корне изменить социальную политику в России, необходимо не только повышать пенсии и зарплаты, но и реформировать порядок их формирования и начисления. В ближайшее время, по мнению экономиста, этого не произойдет. Что касается трехлетнего бюджета, обычные россияне вряд ли ощутят на себе все его прелести.
Евгений Ясин: Я так думаю, что особых изменений россияне не почувствуют по очень простой причине: трехлетний бюджет следовал за трехлетним финансовым планом, который старался расписать те обязательства по начатым проектам, которые делал процесс работы организаций, связанных с бюджетом, более устойчивым. Это вполне оправданная мера. Это не означает, что второй и третий год все цифры будут столь же обязательны, как и на первый год. Реально мы имеем тот же годовой бюджет, где цифры определены окончательно, и уже для их изменения будет требоваться решение парламента, а по второму году и третьему году все равно будут корректировки, которые будут утверждаться в следующем году. Поэтому я особо новых каких-то затруднений или, наоборот, позитивных моментов для россиян не вижу.
Принятие трехлетнего бюджета связано с трансформацией Стабилизационного фонда в Фонд резервный, в Фонд будущих поколений или теперь его "народного благосостояния" называют. Это отклик на постоянное давление, что нужно активизировать политику, но в то же время это сохранение позиций, которые были прежде, потому что Резервный фонд - это точный аналог Стабилизационного фонда. Я хочу обратить ваше внимание, что Министерство финансов в правительство предложение относительно того, чтобы этот фонд пополнялся не только за счет нефти, но и за счет газа, каких-то еще сырьевых товаров... Поэтому я не вижу особых тревог.
Я могу сказать так, что все равно все направления социальных расходов определены в Послании президента, и он, по существу, задал рамку этого трехлетнего бюджета и такой среднесрочной финансовой политики. Что касается социальной политики, то я не удовлетворен, но по другим причинам, чем наши депутаты. Потому что они удовлетворены тем, что выделяется больше денег, а я не удовлетворен тем, что эти деньги выделяются без реформ, которые обеспечивают создание новых институтов, необходимых для нормального функционирования социальной сферы в постиндустриальном обществе - и пенсионная реформа, и образование, здравоохранение. Мало повышать зарплату учителям и врачам, важно, чтобы при этом происходили какие-то изменений, которые создают более или менее стабильный механизм для высоких заработков в этой сфере.