Внешние долги российских компаний пока вдвое ниже критических

Внешний долг каждого частного российского заемщика меньше, чем у «Газпрома» и «Роснефти»

Объем внешнего долга России сегодня вдвое больше, чем в 1998 году. В 2006 году он увеличился на 20% - до 310 миллиардов долларов. Но доля государства в нем – менее 15%, главные должники – банки и компании.


Из 310 миллиардов долларов общего российского внешнего долга, по данным Центрального банка на 1 января 2007 года, на долю государства, то есть органов госуправления разных уровней и государственных финансовых институтов, приходилось примерно 50 миллиардов. Все остальное – внешние долги российских компаний, причем их общая сумма в 2006 году увеличилась в 1,5 раза. То есть на долю государства приходится менее 15% всей российской внешней задолженности.


«Действительно, не совсем обычная ситуация, когда в стране собственно государственный внешний долг совсем невелик, тогда как долги компаний, наоборот, растут», - отмечает аналитик международного рейтингового агентства Standard&Poor's Елена Ананькина. Но в общей российской корпоративной задолженности нарастает, в первую очередь, доля компаний, контролируемых государством. Таких как «Газпром», «Роснефть» или «Транснефть» - по мере того, как она будет строить Восточной нефтепровод, отмечает аналитик. «Растущие долги государственных компаний представляют собой условную опасность и для государства – в случае возникновения у таких компаний финансовых затруднений «помогать» им придется за счет казны, благо ресурсы есть».


Долги частных и госкомпаний


Общий объем корпоративной задолженности России на начало года составил примерно 260 миллиардов долларов. Крупнейшими заемщиками, безусловно, являются государственные компании, их долги самые крупные, но таких компаний – меньшинство среди всех заемщиков, говорит трейдер рынка облигаций из инвестиционной группы АТОН Алексей Ю. В целом по его словам, на долю компаний, контролируемых государством, приходится примерно 100 миллиардов долларов внешнего долга, остальные 150-160 миллиардов – долги компаний частных.


«Крупнейшими заемщиками за рубежом среди госкомпаний являются «Газпром» (более 30 миллиардов долларов на начало года), «Роснефть» (задолженность на начало года – 14-15 миллиардов долларов, на сегодня – примерно в 1,5 раза больше), - отмечает Алексей Ю. – Кроме того, государственные банки ВТБ и «Россельхозбанк» заняли за рубежом примерно по 5-10 миллиардов долларов каждый».


Среди крупнейших российских заемщиков - частных компаний эксперты называют ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Русал» и ряд коммерческих банков, например. «Альфа-Банк» или «Русский стандарт». Объем внешнего долга каждого частного заемщика значительно меньше, чем «Газпрома» или «Роснефти», однако круг таких заемщиков гораздо шире, и общая их задолженность зарубежным кредиторам выше, чем у госкомпаний.


Кредиты дешевле облигаций


Занять деньги за рубежом российская компания может, как минимум, тремя способами. Во-первых, продать там свои акции – это даже не долг, так как возвращать ничего не надо, но придется поделиться частью собственности, а в будущем - дивидендами. Во-вторых, выпустить корпоративные облигации – по ним предстоит выплачивать проценты, которые будут тем ниже, чем лучше у компании дела, и наоборот. В-третьих, можно просто взять кредит в западном банке. Или, если сумма велика, у группы банков - такие кредиты обычно называют синдицированными.


В долговой практике крупных российских компаний сегодня доминируют именно кредиты западных банков, отмечает аналитик долгового рынка из инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал» Павел Мамай. Этот вариант заимствований, хотя и короче по времени возврата средств, оказывается для компаний дешевле, чем облигации.
В западных банках сегодня можно получить весьма крупные суммы, быстро и под относительно небольшие проценты. Хотя есть и другие варианты. Например, по словам Павла Мамая, в долговом портфеле государственной компании «Российские железные дороги» доминируют средства, занятые внутри страны.


Доступность для российских компаний зарубежных кредитов объясняется не только низкими процентными ставками, но и тем, что многие коммерческие банки, например, Европы охотно участвуют в синдицированном кредитовании, и при этом практически не работают на рынке облигаций. «В итоге само предложение таких кредитов на европейском рынке для тех же российских компаний оказывается весьма обширным», - говорит Павел Мамай.


До критических долгов – еще полпути


Долги – неотъемлемая часть нормальной бизнес-практики любых, даже самых успешных компаний мира. Главное, чтобы объем долговых обязательств не превышал определенного порога, «до» которого – еще все нормально, «на уровне» которого – начинают беспокоиться, а «за» которым – впору уже бить тревогу.


Для определения такого порога эксперты в большинстве случаев используют соотношение общей долговой нагрузки компании и ее EBITDA, то есть объема прибыли до уплаты различных процентов и налогов, а также амортизации. Если долговые обязательства превышают EBITDA не более чем вдвое, такой уровень долговой нагрузки считается низким. Если долг – в 2-3 раза больше чем прибыли, задолженность – средняя. Если долгов больше, чем прибыли, в 3-4 раза, долговая нагрузка считается высокой, а более 4 раз – уже критической.


«Сегодня у большинства крупнейших российских заемщиков за рубежом это отношение составляет от 1 до 2, - говорит Павел Мамай. – То есть до каких-либо критических значений долга им еще далеко».


Агентство Standard&Poor's ежегодно публикует примерные финансовые показатели компаний для различных уровней кредитных рейтингов. И для компаний с рейтингами «инвестиционного» уровня соотношение долга и прибыли обычно не превышает 2:1, поясняет Елена Ананькина:


«Тем не менее, исторически у большинства российских компаний финансовые показатели были даже лучше, чем можно предположить, исходя из их текущих рейтингов. Однако, учитывая общие институциональные риски для бизнеса в России, а также то, что эти финансовые показатели рассчитываются на волне очень высоких цен на нефть и металлы, тогда как в «нормализованном» ценовом сценарии они оказались бы значительно ниже, рейтинги этих компаний - на том уровне, на котором они есть».


По версии S&P, из крупнейших российских госкомпаний-заемщиков рейтинг инвестиционной категории имеют, например, «Газпром» и «Транснефть», тогда как кредитный рейтинг «Роснефти» - ниже инвестиционной категории. Среди крупнейших российских частных компаний, по словам Елены Ананькиной, рейтинг инвестиционного уровня присвоен их агентством лишь ЛУКОЙЛу и «Норильскому никелю». У других – будь то ТНК-ВР, «Магнитогорский металлургический комбинат» или «Северсталь», несмотря на весьма высокие финансовые показатели, рейтинги – ниже инвестиционного уровня.