Домик у моря. Почему голландцы не боятся глобального потепления

Афслаутдайк и в 75 стоит как новенькая


28 мая исполнилось 75 лет самой крупной голландской дамбе Афслаутдайк (Afsluitdijk). В начале XX века это архитектурное сооружение считали шедевром. Тогда Северное море было окончательно отрезано от так называемого «Южного», которое впоследствии полностью осушили, превратив дно водоема в сельскохозяйственные угодья. По мнению многих экспертов по климату, сегодня Голландия вновь должна озаботиться опасностью затопления. Однако, как рассказали смотрители знаменитой дамбы корреспонденту Радио Свобода, повода для паники нет – голландцы прекрасно знают, как справиться с наступающим морем.


…Я стою в одном из самых ветреных мест на Земле, на границе т.н. Вадденского моря и залива Айсселмейр, на обочине 32-километрового шоссе, прямо через водное пространство соединяющего Северную Голландию и Фризландию. Иными словами, на первой в мире «заградительной дамбе» Afsluitdijk.


Ровно 75 лет назад, 28 мая 1932 года в 13.02 последнее отверстие в дамбе было закрыто, а ее строительство тем самым завершено. В честь юбилея сооружения наследный принц Виллем-Александр недавно торжественно открыл заново переехавший на другое место и сильно напоминающий памятник Ленину монумент создателю дамбы инженеру Корнелису Лейли.


Без помощи современных вычислительных технологий, пользуясь лишь карандашом и бумагой, Лейли в конце XIX века рассчитал возможность осушения отвоеванной у моря территории.


И гробы плывут


Как рассказывает главный консультант Королевского управления морскими путями сообщения, мостами и плотинами залива Айсселмейр Ханс Вос, «когда Лейли изобрел заградительную дамбу, он не был госслужащим – его наняло внештатно Сообщество Южного моря, объединявшего частных предпринимателей, работавших в этом регионе. Они попросили Лейли просчитать возможные варианты постройки дамбы. Позднее Лейли стал министром водных путей сообщения и сумел воплотить свои планы в жизнь. Важным толчком к постройке дамбы послужило сильное наводнение 1916 года, когда под водой оказались много городов, в том числе Эдам и Волендам. На депутатов парламента в Гааге, принявших окончательное решение о необходимости возведения дамбы, сильное впечатление произвела газетная фотография всплывших во время наводнения гробов. Это стало своего рода последней каплей. В 1918 году появился закон, по которому Южное море должно было быть частично осушено».


Руководитель проектного департамента у правления залива Айсселмейр Эрик Рехелинг поясняет, что поддержание в рабочем состоянии системы плотин представляет собой задачу повышенной сложности: «Сегодня перед нами стоит вопрос: что будет еще через 75 лет? Оценка состояния основных дамб и плотин вдоль рек, заливов и морского побережья согласно закону 1996 года производится в Голландии каждые пять лет. Главный критерий оценки – устоит ли дамба в случае особо сильного шторма. В науке это принято называть “ суперштормом ” . Вероятность возникновения супершторма - раз в 10 тысяч лет. Под суперштормом понимается сила ветра более 40 метров в секунду, подъем воды на пять метров выше так называемого “ нормального амстердамского уровня ” , принятого за ординар , а также волны высотой более двух с половиной метров, то есть способные захлестнуть с головой взрослого человека».


Требуется травка


Средняя высота дамбы Афслаутдайк составляет сегодня семь с половиной метров. По итогам последних проверок базальтовая облицовка дамбы призвана безупречной. Та же оценка не относится к травяному покрытию многих голландских дамб, - если его начнет размывать вода, могут возникнуть неприятности.


Инженеры ищут новые способы решения проблемы устойчивости заградительных сооружений. Желательно, чтобы они были дешевыми и эффективными. Если вода зальет траву, начнется обвал песчаных стен дамбы – и в случае шторма вскоре от плотины ничего не останется. Одним из вариантов является высадка вдоль дамбы особой, устойчивой к внешним воздействиям травы, похожей на те гибридные формы, что применяются на футбольных полях. Другой оригинальное предложение строителей – создать искусственный риф, то есть построить еще одну, подводную дамбу-волнорез. Тело такого рифа представляет собой крупные мешки из синтетического материала, наполненные песком. Их укладывают недалеко от побережья. Получается настоящий риф, к тому же привлекающий рыбу.


«75 назад Корнелис Лейли исходил из расчета, что максимальный подъем воды при шторме не будет превышать трех с половиной метров. По нашим расчетам, сегодня эта критическая величина достигает уже пяти метров. То есть нет ничего удивительного в том, что дамба устарела», - считает Эрик Рехелинг .


Хотя по понятным соображениям Нидерланды более чем какое-либо другое государство мира должна волновать перспектива глобального потепления, реконструкция дамб здесь осуществляется основательно, если не сказать очень медленно. Но в этом нет ничего страшного, уверяет Эрик Рехелинг, ведь внутренние берега залива Айсселмейр также укреплены плотинами; и лишь за ними расположены города и деревни: «Данные последних исследований говорят, что уровень моря поднимается в среднем на 60-80 сантиметров за столетие. Конечно, дополнительные меры предосторожности мы должны принять. Но мы абсолютно убеждены, что сможем при такой скорости повышения уровня моря сохранить нашу землю. Естественно, в любых расчетах есть доля погрешности, и рост уровня моря может ускориться, но никаких неожиданностей в этом смысле в ближайшие сто лет не предвидится. У нас все под контролем, так что будьте спокойны!»