Паранойя от «Праны»: кто купил башню ЮКОСа, неизвестно до сих пор

В деле появилась еще одна загадка: зачем ФАС понадобилось продлять срок рассмотрения заявки «Праны»

Загадочная компания «Прана», купившая на аукционе башню ЮКОСа в Москве и другую недвижимость за баснословные деньги, сегодня должна представить конкурсному управляющему ЮКОСа Эдуарду Ребгуну разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку этих активов. И такое разрешение у нее есть. Накануне ФАС неожиданно дала добро «Пране», так и не узнав, кто стоит за ней. Самое удивительное, что почти неделю назад, так и не найдя владельцев «Праны», ФАС объявила, что продлила обсуждение ходатайства компании до 2 августа.


«Изучив представленные 25 мая сведения, ФАС России пришла к выводу, что сделка по приобретению ООО "Прана" указанных активов не приведет к ограничению конкуренции», - говорится в сообщении службы. Эксперты теперь гадают, означает ли это, что «Прана» раскрыла себя перед службой. Если это так, то за компанией вполне могут стоять лояльные Кремлю структуры, считает сегодняшняя газета РБК daily. Например, «Газпром», «Сургутнефтегаз» или компании Романа Абрамовича.


В ходе рассмотрения ходатайства антимонопольное ведомство запросило у «Праны» сведения о выгодоприобретателях и источниках финансирования сделки. Однако запрос антимонопольщиков, направленный по адресу, по которому зарегистрирована «Прана», вручен не был, и вернулся в обратно. В ФАС заявили тогда, что могут помешать сделке, если ситуация не прояснится. Кстати, по условиям аукциона компания «Прана» должна оплатить приобретенное имущество до завтрашнего дня. Кроме того, в ближайшие три дня, если оплата состоится, представители компании должны подписать акт передачи имущества.


11 мая на распродаже ЮКОСа за лот под зловещим тринадцатым номером боролись два претендента – подконтрольная «Роснефти» компания и никому не известная «Прана». Цена за активы, включая башню на Дубининской улице, взлетела в 4,5 раза. И неожиданно для всех лот достался «Пране», которая заявила, что готова выложить за него более чем 100 миллиардов рублей.


Между тем, как рассказали тогда газете «Ведомости» топ-менеджеры ЮКОСа, борьба шла не только за недвижимость банкрота, но и за доступ к миллиардам долларов, застрявшим на счетах торгового дома «ЮКОС-М». А трейдерским фирмам ЮКОСа, также попавшим в лот №13, принадлежат векселя опальной компании еще на несколько миллиардов.


Та же газета «Ведомости» и журнал «Эксперт», которые пытались выяснить, кто стоит за «Праной», пришли к выводу, что компания является финансовым посредником, зарегистрированным на Сейшелах осенью 2006 года. На 99% она принадлежит компании Parson Consulting, а на 1% ее гендиректору Владимиру Есакову.


«Новая газета» установила, что до недавнего времени в Москве было как минимум четыре человека с идентичными фамилией, именем и отчеством. Один из них умер в 2003 году. Другой был сотрудником бухгалтерии в одном из округов Москвы и оставил работу по состоянию здоровья. Третий Есаков, названный руководителем фирм «Консард», «Транспортно-строительной компании «Стройтрэк», «Миранда Лимитед» и «Сотби», не имеет никакого отношения к ООО «Прана».


С другой стороны, согласно «СПАРК-Интерфакс», человек с таким именем и фамилией возглавляет более десятка ООО в сфере купли-продажи недвижимости.


При этом накануне аукциона к конкурсному управляющему приходило целых шесть представителей от «Праны» с доверенностью, желавших изучить материалы по тринадцатому лоту. Среди них не было Владимира Есакова. Однако другие, фамилии которые перечислил «Ведомостям» источник в ЮКОСе, связь с «Праной» отрицают.


Оплатит ли до 30 мая – окончательного срока - «Прана» свою покупку, станет понятно довольно скоро. Федеральная антимонопольная служба действительно могла отказать компании в приобретении активов – из-за непрозрачности собственности, как уже было на серии аукционов по ЮКОСу с «Промрегион Холдингом». В этом случае московская недвижимость ЮКОСа была бы предложена по той же самой цене второму участнику аукциона – структуре «Роснефти». А в случае отказа, вновь выставлена на аукцион. Однако если бы ФАС хотела отказать «Пране», это было бы понятно с самого начала, предрекали эксперты. В понедельник замглавы ФАС Анатолий Голомолзин дал понять, что не стоит проводить аналогии между ситуациями с «Промрегион Холдинг» и «Праной».


Экспертам более вероятным представлялось другое развитие событий. Буквально на днях ФАС разрешила еще одной темной лошадке – «Юнитекс», выигравшей один из аукционов, купить более 500 АЗС ЮКОСа. В ведомстве выяснили владельцев компании, но не раскрывают их по просьбе самого «Юнитекса». Эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ» считают, что именно это могло бы стать нужным сигналом для скрывающейся от ФАС «Праны». Теперь компания может не опасаться, что служба раскроет ее владельцев публике.


В случае, если ФАС теперь действительно известны бенефициарии компании, она их не раскрыла. Впрочем, эксперты уже делали предположения, что за покупкой могла стоять российская газовая монополия, несмотря на то, что она это отрицает.


Между тем, теперь у этой и так «темной» истории появилась еще одна загадка. Зачем ФАС понадобилось продлять срок рассмотрения ходатайства до 2 августа, если служба не видела ограничения конкуренции в данном случае. И, кроме того, уложилась с объявлением своего решения в срок. По мнению экспертов, опубликованном на прошлой неделе в газете «Время новостей», затягивание этого решения могло быть выгодно в первую очередь конкурсному управляющему ЮКОСа Эдуарду Ребгуну. 1 августа у него заканчивается срок полномочий, а если московская недвижимость ЮКОСа так и останется спорным активом, это позволит ему через суд добиться продления полномочий.


Также в этом могла бы быть заинтересована «Роснефть». К 1 августа Ребгун должен поделить конкурсную массу между кредиторами. А с причитающимися ей деньгами от продажи ЮКОСа, «Роснефть» пошла бы на новые торги, если бы некоторые активы опальной компании попали на аукцион повторно.