Гостайна на замке: ФСБ отступилась от новосибирского химика

Специалист по химии горения чудом избежал судьбы многих других ученых-"шпионов"

В Новосибирске прекращено уголовное дело в отношении ученого Олега Коробейничева. Его обвиняли в разглашении государственной тайны. Небывалый случай – дело прекращено по инициативе ФСБ.


О прекращении уголовного дела в отношении новосибирского ученого Олега Коробейничева, обвинявшегося в разглашении государственной тайны, накануне сообщил его адвокат Андрей Жуков. Олег Коробейничев работает в Институте химической кинетики и горения с 61-ого года. В возглавляемой им лаборатории успешно развивается одно из важнейших направлений в горении - изучение химии горения на молекулярном уровне.


Ученый обвинялся в разглашении гостайны: передаче информации о новой разработке научно-исследовательскому центру министерства обороны США. Следствие длилось более года, однако секретная связь ученого с Пентагоном не подтвердилась.


По словам коллег ученого, дело возникло из-за того, что к экспертной оценке деятельности лаборатории Коробейничева ФСБ привлекло неквалифицированных экспертов. Публично в защиту Коробейничева в декабре прошлого года выступили трое известных сибирских ученых, в том числе - нынешний руководитель института, доктор физико-математических наук Сергей Дзюба: «Мы с самого начала были уверены в невиновности нашего коллеги. Характер деятельности этого - чисто научно-исследовательская работа, фундаментальные исследования. И конечным результатом здесь являются статьи, опубликованные в журналах, общедоступных журналах. Никакой гостайны не было в результатах его работы, никаких секретов не было в результатах его работы. Все это надо оценивать, как торжество здравого смысла, чему мы очень рады, за нашего коллегу. ФСБ по своей инициативе прекратило. Это какой-то феноменальный совершенно результат, какие-то очень такие радостные, оптимистичные такие нотки поведения спецслужбы. Не хватает им профессионализма и не только органам, но и некоторым членам правительства. Просто не могут понять, каким образом, вообще, для чего гранты существуют. На самом деле, сейчас вся наука, вся мировая наука финансируется только по грантам. Грантовая система финансирования сейчас принята во всем мире. Все западные правительства это понимают, за исключением, может быть, одного-двух. К сожалению, наше правительство попало в это число. Я считаю так, что такое отношение к грантовой поддержке - результат непрофессионализма тех людей, которые отвечают за научную политику в нашей стране».


Уголовные дела в отношении ученых в последнее время в России – не редкость. Но сами ученые надеются, что это – всего лишь трудности переходного периода.